Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Ярослав КСЕНЖЕК: «При вхождении в ЕС невозможно обойтись без потрясений»

16 марта, 20:27

С недавних пор Украина стала очень популярной в мире. И неудивительно, что Польша, история которой на протяжении многих веков была неразрывно связана с нашей страной, проявила интерес к событиям, наблюдавшимся в дни оранжевой революции. Прошедший год был Годом Польши в Украине, и он же стал знаменательным для поляков, которых приняли в Европейский Союз. 2005 год официально назван Годом Украины в Польше. Своим мнением о том, что произошло в отношениях между Украиной и Польшей за прошедший год и чего можно ожидать в будущем, с «Днем» поделился Генеральный консул Республики Польша в Харькове Ярослав КСЕНЖЕК.

— Завершился Год Польши в Украине. Каковы его итоги в Харьковском регионе?

— Прежде всего, надо сказать, что в сферу моего внимания на территории Украины входит не только Харьковская область. Кроме нее консульство охватывает еще шесть восточных областей: Полтавскую, Сумскую, Донецкую, Днепропетровскую, Запорожскую и Луганскую. Одной из главных целей проведения года Польши в Украине является популяризация в стране достижений польской культуры. В отличие от политики, в культуре разбираются далеко не все, в то время как она является отражением души нации. Западные регионы Украины, близкие к границам нашей страны, с их культурой и образом жизни более понятны полякам, чем восточные области, которые кажутся такими далекими и в некоторой степени «диковинными». Мне всегда хотелось работать на Востоке, но поблизости от родины. Раньше я работал заместителем посла Польши в Южной Корее и когда узнал, что назначен Генеральным консулом Республики Польша в Харькове, был очень рад, так как о Харькове читал еще в то время, когда учился в Варшавском университете на историческом факультете. Тогда меня заинтересовал тот факт, что в истории наших стран есть много общих моментов. Вне зависимости от того, какой сейчас год, мы всегда прилагаем все усилия, чтобы сократить расстояние между Польшей и Восточной Украиной. Задачей нашего консульства было показать Польше, что эти регионы являются не окраиной, а экономическим центром страны, и я думаю, что с каждым годом нам это все больше удается, тем более что в последнее время события в Украине увеличили к ней интерес не только общественный, но и инвестиционный.

— Украина и Польша приложили огромные усилия для упрощения визового режима. Возникают ли до сих пор проблемы и как они разрешаются?

— Наше Генеральное консульство оформляет визы, как правило, только для жителей семи областей, и могу сказать, что по сравнению с западными областями у нас большого ажиотажа не наблюдается. В день оформляется примерно 50 — 70 виз. Трудностей с выдачей виз у консульства нет, и мы только идем навстречу желающим поближе познакомиться с нашей страной. Цель поездки в Польшу у большинства людей из Восточной Украины — это туризм. Что касается меня, то я стараюсь обеспечить такой визовый режим между Украиной и Польшей, который был бы самым удобным и незаметным, что вполне успешно претворяется в жизнь.

— Каковы перспективы решения проблемы правового статуса наших «заробітчан»? Располагает ли польская сторона данными об их количестве?

— Лично я не могу дать никаких сведений о количестве проживающих в Польше украинцев, легально или нелегально зарабатывающих себе на жизнь. Даже если в Польше выявляют чересчур задержавшихся украинцев, то к ним особые меры наказания не применяются. Из Восточной Украины в Польшу отправляются больше «челноки», собирающиеся в группы, которые ненадолго задерживаются за границей и знают, как за себя постоять. А вот с жителями Западной Украины, которые в путешествия за границу отправляются всерьез и надолго, дела обстоят намного сложнее. В любом случае, если человек находится на законных основаниях в Польше, то государство ему поможет — у нас существуют соответствующие организации, а если нет, то, как и в любом другом государстве, такой гражданин должен будет покинуть пределы страны.

— Украинцев довольно часто запугивали рассказами о том, как плохо живется теперь полякам после того, как они вступили в Европейский Союз. Что на самом деле происходит сейчас в Польше и чего следует опасаться Украине?

— Прошло меньше года, как Польша вошла в Евросоюз, и потому говорить об итогах, как и о кризисе, пока нечего. Польская продукция сейчас довольно успешно продается на западных рынках. Конечно, цены немного поднялись, так что для поляков, живущих в городе, это может быть проблемой. А вот у сельскохозяйственного сектора, который был наиболее критически настроенным, евроэнтузиазма стало заметно больше. Фермерские хозяйства теперь получают прямые доплаты. На западе Европы, конечно, эти доплаты почти в два раза больше, но даже такая сумма дотаций лучше, чем вообще ничего. Я могу заверить, что бюрократия в Европе намного сложнее, чем польская, но тот, кто сможет оформить всю документацию, получит деньги за то, что он фермер. Есть перспектива, что через несколько лет эта сумма будет больше. Возможно, деньги не самое главное, но они оказались существенным моментом, поспособствовавшим тому, что люди начали понимать простую истину — до вхождения в ЕС у них ничего этого не было, а теперь есть. Однако в польском обществе осталось еще много противоречивых мнений и основная тема для обсуждений — будущее страны в Европейском Союзе.

— Сколько, на ваш взгляд, необходимо времени для подготовки Украине, чтобы как можно более безболезненно для экономики страны войти в Евросоюз?

— На этот вопрос я не могу ответить как официальный представитель польского государства. С моей личной точки зрения, самое главное должно быть не только желание, но и определенные действия для того, чтобы Украина захотела в целом войти в Евросоюз. Невозможно совсем обойтись без потрясений при подготовке или вхождении в ЕС. В Польше сейчас достаточно высокий уровень безработицы, но там живут лучше, чем обитатели многих восточных стран. Большая часть польского народа с 1989 года имела однозначное мнение — идем в Евросоюз! В украинском обществе еще нет однородности мнения по поводу необходимости членства в ЕС. Надо подчеркнуть, что поляки шли на запад не против кого-то, а потому что были заинтересованы в присоединении к Евросоюзу. Потом оказалось, что есть много проблем с реструктуризацией банковской и финансовой сфер и многие другие проблемы, которых даже не ожидали. Мы ждали 15 лет, а потому справимся и с этими проблемами. А для Украины я хотел бы сказать: «Сначала захотите!» Я считаю, что надо попробовать. Мы вошли в Евросоюз ради интересов Польши, которые вполне успешно защищаем до сих пор. Во время украинской предвыборной гонки я видел плакаты, запугивающие народ, что придет НАТО и Евросоюз, которые принесут с собой только безработицу, несчастья, проституцию и гнет. Я скажу вам так: в Польше я такое видел в музеях 50-х годов. Я слышал высказывания, что военная машина НАТО угрожает границам Украины. Самое главное — надо показать, что Европа не враг, а возможный союзник и сотрудник, который, к тому же, и живет намного лучше. Жизнь показала, что этот «враг» пришел, и жизнь развивается, хоть и не без проблем.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать