Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

За жизнь без «свинца»

26 января, 20:40
ИЗРАИЛЬСКИЕ ПОГРАНИЧНЫЕ ВОЕННЫЕ ВОЗЛЕ ГОРОДА ХЕВРОН НА ЗАПАДНОМ БЕРЕГУ РЕКИ ИОРДАН / ФОТО РЕЙТЕР

Предпринимая все меры, чтобы на Ближнем Востоке не было огня, Израиль пошел на военные действия в Секторе Газа. Но несмотря на то, что операция «Литой свинец» завершилась более недели назад, спокойствия в Секторе Газа и в Израиле пока рано ждать. Да и о каком спокойствии могут думать израильтяне, если руководство ХАМАС заявляет, что «война еще не закончена». Со своей стороны мирные палестинцы подсчитывают жертвы военной операции, а Сектор Газа продолжает жить в условиях блокады. Напряжение, длящееся в этом неспокойном регионе несколько лет подряд, кажется, не близится к завершению. Как израильские власти относятся к критике оппонентов в мире относительно операции «Литой свинец»? Повлияют ли досрочные парламентские выборы в Израиле на изменение внешней политики страны? Как израильтяне оценивают результаты военной операции в Секторе Газа и, наконец, есть ли выход из непростой ситуации, в которой много лет подряд живут израильтяне и палестинцы? На эти вопросы «Дню» ответила посол государства Израиль в Украине госпожа Зина КАЛАЙ-КЛАЙТМАН.

— Какая дискуссия происходила в Израиле во время проведения операции «Литой свинец»? Какая дискуссия происходит по окончанию операции?

— В Израиле существовала стопроцентная поддержка операции. Страна обстреливалась на протяжении последних восьми лет террористами ХАМАС из Сектора Газы. Сначала обстреливался юг Израиля, а в последнее время уже и территория вглубь на сорок километров. Народ очень давно требовал, чтобы этому был положен конец. Поэтому существовало понимание, что необходимо прекратить совершенно невозможную ситуацию, когда наше население (к началу операции уже приблизительно миллион человек из семи с лишним миллионов, населяющих страну) попало под обстрел. Дети учились в бомбоубежищах, взрослые не могли работать, детские сады не функционировали. Операция проводилась для защиты населения. Естественно, в стране обсуждались все детали этой операции, все надеялись на то, что наша армия успешно ее осуществит. Израиль — маленькая страна. В каждой семье есть люди, которые воевали, служили в армии или находятся в резерве.

— Солидарна ли израильская оппозиция с решениями властей относительно ситуации в Секторе Газа? Какие предложения она вносит?

— В Израиле, к сожалению, это не первая война и не в первый раз проводятся военные действия. Когда наступает ключевой момент — защита страны — оппозиция, которая, как и в любом демократическом государстве, существует в Израиле, поддерживает власть. Вот и в этот раз, не существовало разногласий по поводу необходимости проведения операции по защите населения. Политические силы сплотились и вместе с правительством поддержали военные действия. Более того, многие считали, что их необходимо было начать раньше.

— Как израильские власти относятся к критике оппонентов в мире относительно военной операции?

— Оппоненты в мире являются оппонентами, потому что на их головы не падают ракеты и они еще не стали, и надеюсь, не станут в будущем объектом для постоянных террористических атак. Я думаю, что если бы им пришлось на своей собственной шкуре ощутить это, они, может быть, относились бы с большим пониманием. Понятно, что в глаза бросались телекадры протестов в средствах массовой информации. Вы, наверное, обратили внимание, что массово оппонировали арабские общины. И это естественно, они проявляют солидарность со своими соплеменниками. Можно было этого ожидать. В Европе проживают сегодня миллионы мусульман, выходцев из арабских стран. Так что в этом-то как раз ничего удивительного нет. Израиль ожидает большего понимания со стороны СМИ, как в мире, так и в Украине. Легко судить по картинке, которую показывают по телевизору, а затем тиражируют по всему миру. Но ведь показывая однобокую картину, создают необъективное общественное мнение. Освещать события нужно не нарушая причинно-следственную связь, задумываясь о том, почему Израиль эту акцию проводит. А ведь главная цель — защита своего собственного населения. Я следила за тем, как освещают эту тему в ваших СМИ, в частности, речь идет о телевидении, которое пользуется, как правило, съемками не своими, а международными новостными, и съемки эти зачастую однобоки и тенденциозны.

— Как посол Израиля в Украине, какое отношение вы встретили со стороны украинских властей в связи с военной операцией в Секторе Газа?

— Украинские власти выразили обеспокоенность эскалацией, что было естественно и понятно. Особую обеспокоенность они выразили безопасностью своих граждан. Около 400 граждан Украины проживают на территории Сектора Газа. Это, в основном, женщины, которые вышли замуж, родили детей, в Газе они сохраняют украинское гражданство. К сожалению, они попали в зону конфликта. И это вызывало обеспокоенность со стороны властей Украины.

— Операция окончена, однако до перемирия еще далеко. Что собираются делать израильские власти дальше? Каким образом они собираются добиваться мира — путем переговоров или возможно повторение силового варианта?

— Давайте сразу определим, что такое мир. То, что сейчас происходит, это статус прекращения огня. ХАМАС — это террористическая организация, она не признает Израиль, в ее документах прописано, что Израиль должен быть уничтожен или, точнее говоря, что Израиль не должен существовать, и что эта территория принадлежит палестинцам. Понятное дело, что вести переговоры с ними невозможно. Израиль ведет переговоры с другой, прагматической частью палестинцев, проживающей на Западном берегу Иордана. Палестинский легитимно избранный президент ХАМАСом на юге не признается. Эта часть палестинцев была изгнана из Сектора Газы путем внутренней гражданской войны в 2007 году. Поэтому ситуация очень сложная. С одной частью палестинцев Израиль ведет переговоры: и мы, и они хотим создания палестинского государства по соседству с Израилем. Что дальше — вопрос очень сложный. Сегодня и мир уже лучше понимает что такое ХАМАС и что такое террор и что нужно что-то делать для его прекращения. Европа и США вместе с Израилем, вместе с Египтом — другим ключевым игроком в этом регионе — все заинтересованы в прекращении огня и в мире. На этом этапе ЕС, Египтом, Израилем и США обсуждается масса планов по достижению двух главных целей: долгосрочного прекращение огня и перекрытия всех путей нелегального поступления оружия через подземные тоннели, прорытые ХАМАСом на территорию Газы. Так к террористам поступало оружие, этим оружием обстреливался Израиль. Кстати говоря, из более чем 300 тоннелей Израилю удалось уничтожить множество, но не все.

— Что в Израиле ожидают от досрочных парламентских выборов? Повлияют ли они на изменение внешней политики страны относительно Сектора Газа, относительно ХАМАСа? Каково сейчас в Израиле отношение к правящей партии «Кадима»?

— Надо полагать, что проведение операции в Газе сыграет свою роль, ведь одной из самых главных составляющих выборов, в силу нашего геополитического положения, является безопасность. Мы пытались добиться этой последней операцией безопасности наших граждан. В этом все наши политические силы едины. Каковы будут результаты этих выборов, мы сможем скоро увидеть. Голосуя, люди будут выражать и свою позицию по поводу безопасности. Хотя экономическая составляющая также будет иметь огромное значение, как и в любой стране, тем более, что и Израиль не миновал экономический кризис.

— Кстати говоря, насколько сильно отразился экономический кризис на Израиле?

— Он затронул Израиль. Но, видимо, меньше — по сравнению с западными странами. У нас сильная финансовая и банковская система, которая хорошо защищена, но при этом в нашей стране во время кризиса выработаны планы и программы по поддержке как финансовой системы, так и промышленности. И в цифрах кризис будет отражен: так, если мы ожидали экономического роста до пяти процентов в год, то сейчас он значительно понизится. Процент безработицы в Израиле может повыситься. Но в целом, я думаю, что мы выйдем из этого кризиса без значительного ущерба.

— Известно, что США являются стратегическим партнером Израиля. Что в Израиле ожидают от нового президента Барака Обамы?

— США действительно являются стратегическим партнером Израиля. На протяжении многих десятилетий, не важно, какая партия находится в Америке у власти, США поддерживают Израиль. США являются ключевым посредником во всем, что касается ближневосточного урегулирования, членом квартета, который способствует продвижению мирного процесса. Мы надеемся, что и новая администрация будет так же тесно сотрудничать и так же поддерживать Израиль. Слова президента Обамы, представившего недавно свою администрацию, в частности, Хилари Клинтон, ставшую госсекретарем, вселяют надежду, что США и дальше будут способствовать урегулированию ближневосточного конфликта. Мы услышали в его словах, что эта проблема продолжает оставаться приоритетной. Мы услышали желание как можно скорее решить эту проблему. И тот факт, что уже назначен полномочный представитель американского президента на Ближнем Востоке, вселяет надежду.

— Как бы вы могли охарактеризовать украинско-израильские отношения? Какая у них динамика?

— У нас очень добрые отношения. Мне уже приходилось говорить о положительной динамике развития наших отношений. Продолжает развиваться и экономическая составляющая. За 2008 год экономический товарооборот между нашими странами составил 770 млн. долларов: рост по сравнению с 2007 годом, когда он достигал 500 млн. Возможно, экономический кризис, который сильно ударил по вашей стране и не миновал также Израиль и замедлит показатели, надо надеяться — ненадолго. Говоря о чисто человеческих отношениях — в Израиле живет не менее 400 тыс. выходцев из Украины. Многие сохраняют украинское гражданство. Эти люди создают мостик между обеими нашими странами, ту самую связь, которая способствует развитию добрых отношений.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать