Заметки для нового президента США:
Америке нужна глобализация, глобализации нужна Америка![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20080617/4105-3-2.jpg)
И вот их осталось двое. Сейчас мы знаем, что первым президентом Соединенных Штатов в течение следующего этапа глобализации будет либо Барак Обама, либо Джон Маккейн. Но как бы там ни было, один из них будет первым президентом США, чья внешнеэкономическая политика с первого дня на этой должности будет определяться фундаментальным процессом перехода экономической мощности от стран Запада к странам Востока и Юга. Атлантика уже не является центром мировой экономики, поскольку мировая экономика уже не имеет центра. И то, как именно сенаторы Маккейн и Обама понимают этот факт, имеет значение для нас всех.
Озвученная риторика во время президентских праймериз в США, направленная на поддержку политики протекционизма и против свободной торговли, дает основания сделать вывод, что, с точки зрения многих американцев, глобальные экономические перемены имеют свои плюсы и минусы, но в сумме дают ноль. Азия на подъеме, мы в упадке. Экономическое неравенство между странами уменьшается, но увеличивается внутри наших обществ. Глобализация — это уже не то, что делаем мы. Глобализация — это то, что делают по отношению к нам другие. Такого мнения придерживается все большее количество европейцев.
Никто не будет отрицать того, что глобализация имеет свою негативную сторону. Но открытые рынки и экономическая интеграция — факторы, стимулирующие глобализацию, — являются лучшим инструментом, благодаря которому мы можем повысить уровень благосостояния во всем мире. В свою очередь, это делает весомый вклад в гарантирование стабильности в мире. Только стабильные государства, сотрудничающие друг с другом, смогут решить проблему неминуемого дефицита ресурсов, таких как энергия, продовольствие и вода. На протяжении шестидесяти лет Соединенные Штаты выступают в поддержку экономического интернационализма, проводя политику открытых дверей. Кризис доверия американских граждан к глобализации может сбить эту политику с ее курса.
Приобретение Индией и Китаем статуса супергосударств-экспортеров не будет противоречить американским и европейским интересам, при условии, что мы и далее будем инвестировать в обеспечение конкурентоспособности нашей экономики и сосредоточимся на развитии наших относительных преимуществ. Так, экономический рост, происходящий в этих странах, является важнейшим фактором, обуславливающим мировой спрос, что не в последнюю очередь касается и нас. Эти страны представляют собой рынок, развивающийся самыми быстрыми темпами, рынок для товаров, которые мы производим и продаем. В течение десятилетия товары, которые мы импортируем по конкурентным ценам из этих стран, сдерживали цены и инфляцию, что было на пользу обычным гражданам в Европе и в Америке.
На самом деле нас должна больше тревожить возможность экономической несостоятельности развивающихся стран, чем их успехи. Замедление темпов экономического роста развивающихся стран, в частности, Китая, приведет к уменьшению уровня благосостояния и стабильности во всем мире. Даже если бы попытки противодействовать росту развивающихся стран не были бы недопустимыми с моральной точки зрения, они причинили бы вред нашим собственным экономическим и политическим интересам.
Вместо того, чтобы беспокоиться о некотором уменьшении своего экономического влияния или выходить из международных соглашений, США и Европа должны сосредоточить усилия на возрождении мировых институтов, необходимых для того, чтобы объединить эту сложную новую группировку стран вокруг непростых дебатов по вопросам изменения климата, энергетической безопасности и торговли. Мы должны адаптировать эти институты — ООН, ВТО и МВФ — таким образом, чтобы они давали возможность развивающимся странам не только реализовать свои права, но и брать на себя ответственность.
Проблема заключается в том, что в момент, когда нам больше всего нужны механизмы экономического интернационализма, наша собственная политика стала двигаться в другом направлении. Экономический национализм является симптомом более серьезной проблемы. Мы не можем придать ту или иную форму глобализации, не поборов основные причины протекционизма. Это означает преодолеть экономическую опасность и неравенство в наших собственных обществах.
Протекционизм начинается с вашего кармана. Возможно, американцам и европейцам и по нраву тот факт, что глобализация помогает уменьшать неравенства между странами, но намного больше их тревожит риск усиления внутренних разногласий в собственных странах. Если мы хотим сохранить свою экономику открытой, нам необходимо заключить социальный контракт, который стал бы залогом экономической защищенности и равноправия в наших обществах.
Миф о том, что глобализация и эффективные государства всеобщего благосостояния не могут сосуществовать, глубоко укоренился, особенно в США. Если просмотреть данные Организации экономического сотрудничества и развития за последние двадцать лет, станет понятно, что в случаях, когда создавались благоприятные условия для гибкого рынка труда, когда образование и профессиональная переподготовка специалистов осуществлялись на высоком уровне, а женщинам и пожилым людям предоставлялась возможность не прекращать свою трудовую деятельность, сильные государства благосостояния подготовили свои страны к глобализации намного лучше, чем слабые. К тому же, наиболее конкурентоспособные государства ОЭСР расходуют значительные средства на общественные блага и помогают людям без страха справиться с самыми серьезными экономическими рисками в их жизни, особенно касающимися безработицы и здравоохранения.
С точки зрения достатка и конкурентоспособности, Скандинавия и США одинаково выиграли от глобализации, но свои приобретения эти страны распределили по-разному. Какая политическая культура более благоприятна для глобализации? Один из десяти шведов считает, что глобализация вредит обществу. Пять из десяти американцев разделяют такое мнение.
Это не просто вызов для США: многие европейские социальные модели тоже все еще не прошли этот тест на готовность к глобализации. Прогрессивным деятелям в США и Европе нужно напомнить правительствам о «Новом курсе», чтобы помогать людям адаптироваться к условиям открытой экономики, а не оставлять их один на один в такой ситуации.
Кажется, мы не осознаем, насколько много в Европе и США пространства для того, чтобы воспользоваться выгодами глобализации. И еще больше, чем нам кажется, они могут потерять, если откажутся от открытости. Миру нужен этот сигнал от президента Обамы или Маккейна. Глобализации нужна Америка. Америке нужна глобализация.
Материал предоставлен газете Представительством Европейской комиссии в Украине.
Выпуск газеты №:
№105, (2008)Section
День Планеты