«Железный занавес» и предел советской экспансии
Потсдамская конференция в 1945 г. положила начало политике сдерживания СССР17 июля 1945 года открылась Потсдамская конференция, на которой «Большая тройка» завершила создание послевоенной системы международных отношений в Европе, впоследствии названной Ялтинско-Потсдамской. Это была первая встреча лидеров Антигитлеровской коалиции без скончавшегося 12 апреля 1945 года президента США Франклина Рузвельта, которого сменил Гарри Трумэн. Кроме того, уже в ходе конференции Уинстон Черчилль проиграл парламентские выборы, и его в Потсдаме сменил лидер лейбористов Клемент Эттли, что, однако, никак не сказалось на британской позиции на переговорах, которая осталась солидарной с американской. В период подготовки конференции Черчилль предлагал Сталину и Трумэну встретиться в середине июня, чтобы успеть завершить работу еще до британских выборов, рассчитывая, что результаты конференции могут повлиять на их исход в благоприятную для консерваторов сторону. Но Трумэн стремился оттянуть начало конференции в Потсдаме до испытаний американской атомной бомбы. В случае успеха этих испытаний он больше не нуждался бы в советской помощи для скорейшего завершения войны на Дальнем Востоке, и получил бы весомый аргумент, позволявший не бояться, что Красная Армия двинется в поход к Ла-Маншу.
Окончательная дата открытия Потсдамской конференции — 15 июля была согласована на переговорах с помощником президента США Гарри Гопкинсом в Москве в конце мая. Трумэн и Черчилль прибыли в Потсдам, как и договаривались, 15 июля. А вот Сталин опоздал, и добрался до Потсдама на своем личном бронепоезде только в полдень 16 июля, объяснив задержку переговорами с китайцами. В результате последняя встреча «Большой тройки» началась только 17 июля. Время начала конференции для американцев оказалось идеальным. Как раз 16 июля на полигоне Аламогордо (Нью-Мексико) прошло первое успешное испытание американского ядерного оружия. Первое сообщение об этом было передано Трумэну в виде условного сигнала в тот же день. 18 июля пришла подробная телеграмма, а 21 июля, когда был доставлен подробный письменный доклад об испытаниях, Трумэн сообщил о них Черчиллю. Сталина американский президент о первом в истории взрыве атомной бомбы проинформировал вечером 24 июля, сообщив, что США отныне обладают «новым оружием необычайной разрушительной силы». При этом Трумэн прямо не сказал, что речь идет о ядерном оружии. Сталин не подал вида, что он, благодаря своей разведке, достаточно хорошо осведомлен о Манхэттенском проекте, а потому понимает, о чем именно идет речь. «Дядюшка Джо» только пожелал Трумэну «хорошо использовать это новое дополнение к арсеналу союзников».
Практически на Потсдамской конференции американский президент еще не применял ядерный шантаж против Советского Союза. Он надеялся договориться без использования этого последнего средства. Было решено провести демилитаризацию, демократизацию и денацификацию Германии. При этом германское население подлежало принудительному выселению с Балкан и с территорий восточнее Одера и Нейсе. Верховную власть в Германии должны были осуществлять главнокомандующие вооружённых сил СССР, США, Великобритании и Франции, каждый в своей зоне оккупации, по инструкциям своих правительств. Совместно они должны были действовать по вопросам, затрагивающим Германию в целом, в качестве членов Контрольного совета. Сформированное СССР польское правительство было признано Англией и США, которые прекращали отношения с польским правительством в изгнании. Черчилль и Трумэн настаивали на скорейшем проведении в Польше всеобщих и свободных выборов и предоставлении свободного доступа в Польшу представителям западных средств массовой информации. Однако западным наблюдателям доступ в Польшу был закрыт, а итоги выборов, проведенных только в январе 1947 года, были полностью сфальсифицированы в пользу коммунистов при помощи специалистов из советского МГБ. Фактически после Потсдамской конференции над Восточной Европой окончательно опустился тот «железный занавес», о котором говорил Черчилль в своей нашумевшей речи в Фультоне в марте 1946 года.
Советский Союз в лице начальника Генштаба генерала армии Алексея Антонова подтвердил, что вступит в войну с Японией в ближайшее время и что советские войска сосредотачиваются на Дальнем Востоке, но открытие военных действий против Японии в Северо-Восточном Китае для выхода к Ляодунскому полуострову зависит от начавшихся накануне советско-китайских переговоров (СССР хотел получить военные базы в Порт-Артуре и Даляне). Сталин заверил партнеров по конференции, что Советский Союз отвергнет любую просьбу Японии о посредничестве в переговорах с США, Англией и их союзниками для получения условий капитуляции, отличных от безоговорочной. 26 июля 1945 года была опубликована Потсдамская декларацию США, Великобритании и Китая, призывавшую правительство Японии незамедлительно провозгласить безоговорочную капитуляцию на предъявленных условиях. СССР присоединился к Потсдамской декларации 8 августа, накануне начала боевых действий Красной Армии против Японии.
В принципе Трумэн уже не нуждался в помощи Сталина для того, чтобы в ближайшие недели покончить с Японией. Но он решил дать возможность Сталину захватить то, что тот собирался отнять у японцев — Южный Сахалин, Курильские острова, Ляодунский полуостров, зону влияния в Маньчжурии, Северную Корею, в надежде, что генералиссимус этим удовлетворится и не будет захватывать весь Китай. Эти надежды пошли прахом, поскольку уже к концу 1949 года китайские коммунисты, поддерживаемые Сталиным, захватили весь Китай, за исключением Тайваня, а в 1950 году северокорейские коммунисты с санкции Сталина попытались захватить Южную Корею и почти преуспели в этом. Но лидеров США и Англии все же гораздо больше волновали Европа и Ближний Восток. И здесь им в Потсдаме удалось начать процесс ограничения сталинских аппетитов. Дядюшка Джо захотел заполучить еще и Турцию, навязав ей договор о создании советской военной базы в Проливах и возвращении территорий Грузии и Армении, которые Москва уступила Анкаре в 1921 году. Но тут нашла коса на камень. Сталину мягко дали понять, что Турцию ему отдавать не собираются. Планов на вторжение в Западную Европу в 1945 году у советского лидера, судя по всему, еще не было. Он хотел дождаться эвакуации из Европы американских войск, чтобы потом с позиции силы диктовать свою волю всем европейским странам, тем более, что в Италии и Франции были сильны позиции коммунистов. Но открыто заявленные в Потсдаме сталинские экспансионистские планы как раз и послужили сигналом для Трумэна, что американские войска из Европы выводить нельзя.
Таким образом, Потсдамская конференция, закрепив за Сталиным все то, что он успел завоевать в Европе, в то же время начала ставить пределы советской экспансии на Европейском континенте и не отдала под контроль СССР те территории, куда нога советского солдата не успела ступить. Фактически Потсдамская конференция положила начало политике сдерживания СССР, продолжавшейся почти до самого распада Советского Союза.
Выпуск газеты №:
№131, (2020)Section
День Планеты