Желтая карточка — Сирии
США «давят» на Дамаск по «иракской методике»После того, как война против Ирака фактически закончилась, Соединенные Штаты взялись за другую ближневосточную страну — Сирию. При этом события вокруг Дамаска разворачиваются по очень знакомому «багдадскому» сценарию. Во-первых, Вашингтон точно так же обвиняет сирийское руководство в поддержке международного терроризма. Во-вторых, Белый дом подозревает сирийцев в том, что у них есть химическое оружие. Жесткая риторика в отношении Ирака также начиналась с обвинений в сокрытии оружия массового уничтожения, а потом вылилась в применение военной силы. Сходство ситуаций настораживает: неужели США начнут войну и против Сирии?
Как высшее руководство Соединенных Штатов, так и Великобритании пока что отрицает возможность атаки на Сирию. Госсекретарь Колин Пауэлл заверил, что у Вашингтона нет никакого плана военных действий против Сирии. Он отметил, что Ирак был «уникальным случаем», который требовал американского вооруженного вмешательства. Впрочем, это не означает, что Вашингтон отступится от своей цели. Сирийское руководство убеждено, что американские власти ведут целенаправленную политику по нейтрализации противников Израиля. Собственно, сам Тель-Авив не отрицает, что свои требования против Дамаска выдвигает через Соединенные Штаты. Хотя Израиль и можно назвать ключевым фактором в поведении Вашингтона, однако не единственным. Американцы пытаются воплотить на Ближнем Востоке эффект «демократического домино»: сначала Ирак, потом Сирия, а потом, возможно, Иран. Заверения же Пауэлла об отсутствии военных намерений ровным счетом ни о чем не говорят: в начале прошлого года США так же убеждали, что не будут воевать с иракцами. Только одна из цитат Колина Пауэлла от 17 февраля 2002 года в интервью Эн-Би-Си: «Как мы неоднократно заявляли, не существует никакого военного сценария против Ирака».
Ранее глава британского внешнеполитического ведомства Джек Стро опроверг существование негласного списка государств, против которых Вашингтон и Лондон планируют применить силу. Однако это не означает, что Дамаск не относят вообще к специальным спискам. Так, Госдепартамент США определил государства мира, которые тем или иным образом поддерживают терроризм. Сирия, по убеждению американцев, спонсирует антиизраильские группы боевиков «Хамас» и «Исламский Джихад» на палестинских территориях, и «Хезболла» в Ливане. Министр обороны США Дональд Рамсфелд, продолжая дипломатическое наступление на Дамаск, отметил, что Сирия провела ряд испытаний химического оружия. Последние, по его данным, относятся к 2001—2002 годам. Кроме того, по информации министра, Сирия предоставила убежище некоторым представителям свергнутых властей Ирака. Сам Дамаск отвергает любые обвинения. Представитель министерства иностранных дел Сирии Буссайна Шарабан, в частности, подчеркнула в интервью Би-Би-Си: «Наше государство всегда выступало против иракского режима, у нас никогда не было дружеских отношений с ними».
Аналитики считают, что американцы в ближайшее время ограничатся только санкциями против Сирии и пока что не будут прибегать к военным действиям. Подтвердил это частично и Пауэлл, который, с одной стороны, опроверг подозрения о новой войне, а с другой — сообщил, что США рассматривают возможность применения в отношении Дамаска «экономических и политических мер». Причин тому несколько. Мир вряд ли выдержит еще одну войну в ближайшее время: Вашингтону следует взять паузу, а только потом, возможно, обдумать милитаристские планы в отношении Сирии. В арабском мире последние заявления американского руководства были восприняты довольно враждебно, как предубежденность и вседозволенность Белого дома. Штаты рискуют все больше настроить против себя мусульманский мир, что может угрожать не только стабильности в ближневосточном регионе, но и во всем мире. К тому же, Вашингтону прежде чем браться за Сирию, необходимо доказать предыдущие обвинения — в адрес Ирака. Ведь формальным поводом для антииракской военной кампании стало якобы нарушение Багдадом резолюций Совета Безопасности ООН, которые предусматривали полное уничтожение страной оружия массового уничтожения. Как утверждали американцы, Саддам не соблюдал международные обязательства, а потому и оказался перед лицом американской атаки. Однако хотя американцы и находятся в Ираке уже почти месяц, похвалиться наличием в государстве подобных смертоносных вооружений они не могут. Резонно любые дальнейшие обвинения Вашингтона — в частности в адрес Сирии — вряд ли будут восприняты с полным доверием. Кроме того, снова возникает вопрос — насколько Штаты уполномочены давать советы или приказывать другим государствам. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан весьма критически отнесся к заявлениям Штатов. Он попробовал снова поставить супердержаву на место, отметив, что вопросы международной безопасности могут решаться только в рамках СБ ООН. Перенесение сирийского вопроса в стены Организации может несколько смягчить давление американцев, поскольку Сирия входит в число непостоянных членов СБ ООН.
В антисирийских обвинениях едва ли не главное место занимает Израиль. Ослабление сирийских позиций для Тель-Авива важно по меньшей мере по двум причинам. Первая, несомненно, ослабление террористических группировок. Вторая, возможно, отлучение Дамаска от ближневосточного урегулирования. Как известно, Сирия претендует на возвращение Голанских высот, захваченных Израилем в ходе войны 1967 года. Ободренное масштабной поддержкой Вашингтона израильское руководство чувствует себя все более уверенно. Министр обороны страны Шауль Мофаз в одном из последних интервью сравнил околосирийские события с игрой в футбол: «На этом этапе Вашингтон показал сирийцам желтую карточку, и американцам решать, показывать ли затем красную». Выбор у Сирии невелик — прислушаться к американцам, или повторить иракскую судьбу...