Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Женева: Момент истины

Сегодняшняя встреча покажет, может ли Запад противостоять планам Путина навязать свой «мировой порядок»
17 апреля, 10:13
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня», 1997 г.

Сегодня без пятнадцати 12 по киевскому времени в Женеве начнутся четырехсторонние переговоры между шефами дипломатии США, России, ЕС и Украины. Впервые после свержения режима Януковича за стол переговоров в таком четырехстороннем формате сядут представители Украины и России: Андрей Дещица и Сергей Лавров. В роли посредников будут госсекретарь США Джон Керри и верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон. Запланировано, что по итогам двухчасовых переговоров Эштон и Керри дадут совместную пресс-конференцию, а Дещица и Лавров проведут пресс-конференции отдельно.

Напомним, что Россия, которая до сих пор упорно не признает новую украинскую власть, при этом признав нелегитимную власть Крыма, пыталась создать контактную группу, которая без Украины должна была обсуждать украинский вопрос. Поэтому можно считать факт проведения такой встречи прогрессом, хотя существует вероятность, что Москва в последний момент может проигнорировать эту встречу.

Вчера премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил, что правительство подготовило директивы главе МИД. «Директива только одна и основная: российское правительство должно отозвать свои диверсионные группы и осудить террористов. Если Россия заинтересована в стабилизации ситуации», — отметил он. Премьер выразил надежду, что встреча в Женеве станет началом стабилизации во всей Европе, но сомневается в искренности России.

Вчера Верховная Рада на своем заседании тоже дала свою установку украинскому министру. «Предметом международных переговоров не могут быть вопросы, которые относятся к внутренней компетенции Украины, в частности, которые касаются конституционного строя и административно-территориального устройства, определения статуса и порядка применения языков в Украине, сроков и порядка проведения выборов президента и парламента Украины, а также права самостоятельно определять направление своей внешней политики и свободы участия в международных организациях и союзах», — отмечается в заявлении, которое поддержали 232 депутата.

Как известно, Россия постоянно настаивает на федерализации Украины, введении русского языка в качестве второго государственного и закрепление нейтралитета в Конституции.

После аннексии Россией Крыма и использования крымского сценария для эскалации ситуации на Востоке Украины довольно странным выглядит заявление комиссара по вопросам расширения ЕС Штефана Фюле. Выступая вчера в Страсбурге в рамках последней пленарной сессии Европейского парламента в ходе дебатов «Российское давление на страны Восточного партнерства и, в частности, дестабилизация восточной Украины», он сказал: «События ближайших дней продемонстрируют выбор России. Это может также требовать от нас сделать однозначный выбор».

Разве после аннексии Крыма европейцам не стало понятно, какой выбор сделал Путин? Здесь, по-видимому, дело в другом, неспособности Европы, несмотря на настояния США увеличить давление на Россию или, иными словами, увеличить плату за то, что Россия уже натворила, а не ждать, когда она переступит красную линию — вторгнется своими войсками на украинскую территорию.

Кстати, западные СМИ уже четко отмечают, что российская тактика в отношении Украины углубила раскол в ЕС относительно будущих санкций. В частности, после заседания министров иностранных дел ЕС в понедельник образовались три лагеря. В первый, выступающий за жесткие санкции против России, входят: Британия, Франция, Польша, Швеция, Дания, Чехия, Эстония, Латвия и Литва. К тем, кто наиболее не желает введения санкций, относятся Италия, Греция, Кипр, Болгария, Люксембург, Австрия, Испания, Португалия и Мальта. В еще не определившийся лагерь входят Германия, Нидерланды, Бельгия, Финляндия, Ирландия, Румыния, Словакия, Словения и Хорватия.

Заместитель главного редактора журнала The Economist Эдвард ЛУКАС сказал «Дню», что ничего не ожидает от этой встречи. «Все это трюк России, чтобы создать иллюзию дипломатического процесса. Одним словом — маскировка «, — подчеркнул он.

«День» обратился к украинским и зарубежным экспертам и спросил их, какие ожидания сторон от переговоров в Женеве и каким может быть их результат.


 

«РОССИЯ ПЫТАЕТСЯ ДЕМОНТИРОВАТЬ УКРАИНУ»

Аманда ПОЛ, политический аналитик и программный директор Центра европейской политики, Брюссель:

— Честно говоря, я не думаю, что Киеву стоит многого ожидать, учитывая, что Россия пытается демонтировать Украину и, кажется, настроена увеличить свои усилия в этом плане накануне президентских выборов.

Основная цель конференции заключалась в деэскалации и снижении напряженности. В свете последних событий в Восточной Украине сейчас это очень трудная задача и, кажется, весьма маловероятна. Многое будет зависеть от того, что произойдет в ближайшие часы, когда будет проходить антитеррористическая операция Украины, как Россия реагирует и какими будут последствия.

Существует вероятность того, встреча не может и не состояться, учитывая, что Россия уже посылала угрозы это сделать. В любом случае я не думаю, что есть какой-то шанс, что Россия изменит свою позицию и повестку дня относительно Украины. Москва будет продолжать настаивать на федерализации Украины, референдуме с этой целью — нейтральном статусе Украины через ее федерализацию, — что приведет к распаду страны. Москва не будет иметь никакого интереса говорить о Крыме, поскольку она считает, что с этим вопросом покончено. А Украина, разумеется, на это смотрит совсем по-другому.

ЕС-США имеют на повестке дня такие вопросы, как конституционная реформа, экономическая ситуация, выборы, но, учитывая секретность, в которой, скорее всего, переговоры состоятся, будет очень трудно, если и вовсе не невозможно достичь каких-либо компромиссов, и встреча может стать чем-то вроде дискуссионного клуба. Я считаю, что следует обсудить вопрос направления как можно большего числа международных наблюдателей от ООН или от ЕС, поскольку существует острая потребность в них.

В ЕС, безусловно, существует желание увидеть готовность к деэскалации, поскольку ЕС не хочет, чтобы ему пришлось усилить санкции против России.

«СО СТОРОНЫ ЗАПАДА БУДЕТ СИЛЬНАЯ РИТОРИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СУВЕРЕНИТЕТА УКРАИНЫ, НО ОЧЕНЬ МАЛО КОНКРЕТНОЙ ПОМОЩИ...»

Д-р Мэтью РОЖАНСКИ, директор Института Кеннана в международном центре ученых им. Вудро Вильсона, Вашингтон:

— Я ожидаю, что на этой встрече со стороны Запада будет сильная риторическая поддержка суверенитета Украины, но очень мало конкретной помощи или рычагов, которые могут быть применены против России. Причем по очень простой причине: Россия действует в пространстве, где она имеет намного больше власти и влияния, чем США или Европа, и Россия готова идти так далеко, чего мы не можем сделать.

Это хорошо, что по крайней мере высшие руководители разговаривают, но я не ожидаю многого. Возможно, США смогут добиться обещания от России выносить любые проблемы в Совет Безопасности ООН, прежде чем действовать в одностороннем порядке.

Я сомневаюсь, что Россия после этой встречи деэскалирует ситуацию в Украине и около украинских границ в целом. Поймите, Россия выигрывает в любом случае от эскалации, хаоса и беспорядка в Украине: 1) Россия может иметь хороший повод для вторжения, чтобы защитить «русскоязычных», как в Крыму, ИЛИ, и это, скорее всего, Россия использует повод, чтобы потребовать демонтажа украинского политического государства. Конфедерация будет служить интересам Москвы.

Вряд ли на этой встрече будет достигнут компромисс.

Наверняка, участники просто сосредоточатся на непосредственной краткосрочной прозрачности. Наблюдателям ОБСЕ должен быть разрешен доступ ко всем местам, и стороны должны прийти к согласию относительно того, что прежде чем прибегать к односторонним действиям, они должны выносить любые проблемы в ООН.

«РОССИЯ НЕ МОЖЕТ НАВЯЗАТЬ СВОЮ ПОВЕСТКУ ДНЯ ДЛЯ ЕВРОПЫ»

Владимир ОГРЫЗКО, экс-министр иностранных дел Украины:

— Я не верю в результативность этой встречи, если она даже состоится. Потому что Россия не настроена на то, чтобы проблема была решена. Понятно, что она откажется обсуждать ключевой вопрос повестки дня, а именно выведение войск из Крыма и прекращение аннексии на Востоке Украины. Поэтому ждать продуктивной встречи, значит, быть наивным. Не имеет смысла цель, чтобы за одним столом оказались Украина и Россия, потому что диалог агрессора и жертвы даже при участии представителей ЕС и США является бесперспективным.

Я думаю, что представители дают себе отчет о настоящих намерениях России, поэтому никаких сюрпризов от сегодняшней встречи ждать не стоит.

Если Россия пытается сформировать повестку дня для этой встречи, но повестку дня для Европы она не сможет сформулировать. Она, возможно, хотела бы это сделать, но даже вялая реакция Запада все равно демонстрирует, что Россия не будет иметь успеха в своих попытках сломать ту систему взаимоотношений между странами, которая уже сложилась. Хотя, с другой стороны, такие попытки будут продолжаться, но я надеюсь, что на Западе открылись глаза у многих политиков после последних событий в Крыму и нынешних на Востоке Украины. Поэтому я не думаю, что Россия будет иметь успех в своих попытках навязать свою повестку дня.

«...РОССИЯ БУДЕТ ТРЕБОВАТЬ КОНТРОЛЯ НАД ВОСТОЧНЫМИ РЕГИОНАМИ УКРАИНЫ БЕЗ ВСЯКИХ УСЛОВИЙ»

Николай ПЕТРОВ, политический аналитик, Москва:

— Хотя переговоры пройдут в формате 3+1 (Украина, ЕС, США и Россия), российское руководство чувствует, что их позиция сильна. К тому же, Россия уже много сделала для того, чтобы продемонстрировать, что Киев не полностью способен контролировать ситуацию в стране.

От этих переговоров Москва ждет компромисса относительно внеблокового статуса Украины и получения определенного контроля над политическим развитием в Украине. Этих договоренностей Москва хочет достичь с Западом на своих условиях, но вряд ли это возможно.

Если этого не удастся, Россия будет требовать контроля над восточными регионами Украины без всяких условий. При такой разнице в позициях Запада и России компромисс вряд ли достижим.

Если же России и Западу и об этом не удастся договориться, то ставка будет сделана на то, чтобы выборы президента Украины в мае либо не состоялись, либо, состоявшись, не могли бы рассматриваться как легитимные и отражающие волю всего населения Украины.

Процесс объявления относительной независимости в восточных регионах Украины будет продолжаться. Если эти области не примут участия в майских выборах, ситуация будет законсервирована в ее нынешнем состоянии. Для Украины любое промедление усугубляет ситуацию. В силу экономических причин это означает дальнейшую дестабилизацию и, может быть, смену власти в Киеве.

Те санкции, которые до сих пор были объявлены против России и те, которые могут быть в третьем пакете, легко просчитывались и вряд ли представляют для Москвы прямую и немедленную угрозу. Проблема в том, что то воздействие, которое Запад может оказать на Россию — не моментально. Присоединение Крыма — это некая рассрочка, когда позитивные результаты: рост легитимности режима, популярность лидера и т.д., получены уже сейчас. Но платить по счетам придется очень долго и не обязательно скоро. Общее развитие конфронтации с Западом опасно для России. Однако санкции, которые есть и будут, не представляют для нее прямой угрозы.

«ПОКА НЕЯСНО, ЧТО ЕВРОПА ГОТОВА СДЕЛАТЬ ДЛЯ ЗАЩИТЫ СТАРОГО ПОРЯДКА...»

Аркадий МОШЕС, директор исследовательской программы Восточного партнерства ЕС и России Финского института международных отношений, Хельсинки:

— Я не уверен, что Россия на этой конкретной встрече пытается как бы выйти за пределы двухстороннего контекста. Россия пытается послать такой мессидж, что в данном случае речь идет о двухстороннем кризисе, который может и должен быть разрешен. И если Европа не будет вмешиваться, то впоследствии нормализация российско-западных отношений будет не только возможной и желательной. И это может произойти достаточно быстро. Главное — разрешить проблему на востоке Украины. Думаю, что сегодня западная дипломатия уже не воспринимает такой постановки вопроса. Потому что Европа не желает вести речь исключительно о востоке Украине, а видит, что нужно, по крайней мере, говорить и о Крыме. Крым в юридическом и дипломатическом плане совсем не выглядит как уже забытая и отыгранная история. Но пока совершенно неясно, что именно Запад в целом и в первую очередь Европа готовы были бы сделать для защиты вот того старого порядка в системе европейской безопасности, который с аннексией Крыма, безусловно, нарушился.

С другой стороны, нет ясности насчет того, как Европа реально готова была бы помочь Украине. Выйти за пределы символических заявлений и какой-то минимальной экономической помощи Европа пока, наверное, не очень может и совершенно не хочет.

Европа также не готова идти на экономические санкции. Она не заинтересована и не готова идти на нарушение экономических отношений с Россией во имя того, чтобы каким-то образом помочь Украине. Но причины здесь не только связаны с Россией и экономическими вещами. Дело в том, что в Европе не наблюдается ничего близкого к тому, что было после оранжевой революции. Европа не пережила свою усталость от Украины, от постоянных дрязг ее политиков, от постоянно воспроизводящейся коррупции, так что уверенности в том, что новая власть в Украине может разорвать этот порочный круг, абсолютно нет. А если бы и была такая уверенность или отношение было бы таким же, как в начале 2005 года, готовность Европы идти на определенные жертвы была бы выше. Сегодня этого нет. Так получается, что Украине придется перепрыгивать эту пропасть в два прыжка. И сначала доказывать свою состоятельность ее новой государственности — и лишь потом можно будет рассчитывать на действительно серьезную помощь.

Подготовили Мыкола СИРУК, Игорь САМОКИШ, «День»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать