Жестокое расставание с иллюзиями
Надвигающаяся война — а это будет война — жестокая, кровопролитная и смертельная — не будет похожа ни на одну из прежних войн. Хотя никто пока не может сказать, какую форму она примет, нужно помнить одно: это не война против ислама, так же как и не война против арабского мира. Тем не менее, это будет война против мусульманских фундаменталистов, которые оказались арабами, — если правильны уже имеющиеся свидетельства и вновь всплывающие факты о преступниках, совершивших террористические акты в Нью-Йорке и Вашингтоне.
Более того, это не новая война. Терроризм существовал в качестве политического средства на Ближнем Востоке уже давно — и использовался не только против Израиля или Соединенных Штатов. Не кто иной, как сирийские агенты убили избранного, но еще не вступившего на пост президента Ливана Башира Жмайеля в 1982 году. Курдские террористы орудовали в Турции в течение десятилетий, исламские террористы убили президента Анвара Садата в 1981-м году и позже пытались убить президента Хосни Мубарака.
Это не борьба против западного империализма или глобализации. Это также и не ответ на нынешнюю отчаянно тупиковую ситуацию в израильско-палестинских переговорах: следует вспомнить, что некоторые из террористических актов Осамы бен Ладена, направленных против американских объектов в середине 1990-х годов, произошли в самый разгар «медового месяца» между Израилем и Палестиной после достижения ими соглашений в Осло в 1993 году.
Наоборот, мы являемся свидетелями гораздо более сложного феномена, как культурного, так и политического и экономического. Ислам, как религия, может быть терпимым, будучи триумфалистом, так же как родственная ему мировая религия-триумфалист — христианство. Но есть в экстремистском исламе одна черта, благодаря которой он видит в современности — во всей идее Просвещения — своего врага. Демократия, равенство, политический либерализм, отделение церкви от государства, равенство полов, атеизм — это все работа Дьявола. Прямо как анабаптисты в Мюнстере, они воспринимают себя посланниками Бога в мире, погрязшем в грехе материализма и безверия. Такой манихейский мир узаконивает терроризм, как волю Бога. Для людей, подобных бен Ладену, — а создается впечатление, что за террористическими актами в Нью-Йорке и Вашингтоне стоит именно его версия исламского фундаментализма — даже Саудовская монархия является злом, поскольку она способствовала присутствию Америки на Ближнем Востоке.
В течение многих лет некоторые разновидности такого терроризма получали молчаливую поддержку отдельных арабских государств. Даже некоторые европейские страны по причинам, глубоко уходящим корнями в макиавеллиевский raison d’etat («во благо государства»), иногда закрывали глаза, сталкиваясь с проявлениями терроризма. Сирия — основной источник поддерживаемого на государственном уровне терроризма — сейчас даже рассматривается в качестве кандидата на место в Совете безопасности. Но как не может быть нейтралитета в войне против нацизма и фашизма, так и коалиция, которую американцы сейчас пытаются создать, должна начинаться с принятия основного положения о том, что если война против терроризма должна быть суровой, то терпимость к режимам, оказывающим поддержку терроризму, не должна продолжаться.
Некоторые террористы, несомненно, имели мотивацию в виде законных интересов и обоснованных обид (на ум приходят курды и палестинцы). Однако законные цели не делают законными жестокие средства. Те виды терроризма, которые мы наблюдали в 70-е и 80-е годы — угоны самолетов, убийство израильских атлетов, летевших на олимпиаду в Мюнхене в 1972 году — в настоящее время мутировали во вдохновляемых исламом палестинских террористов- смертников и, наконец, в пейзаж, напоминающий Армагеддон, который мы видим сейчас в Нью-Йорке и Вашингтоне.
Предстоящая война будет трудной. Войну против Ирака, которая была десять лет назад, и «виртуальную» войну без потерь, которую НАТО вело в небе над Косово, нельзя рассматривать в качестве прецедентов. Действительно, нас очень долго вводили в заблуждение, вынуждая думать, что война против терроризма является делом полиции и что не безжалостная, тщательно спланированная вооруженная борьба, а следствие и обвинения в суде являются методом борьбы с фанатичным терроризмом. Бойни, произошедшие в Нью-Йорке и Вашингтоне, в конце концов, жестоко разбили эти иллюзии.
На данный момент не существует каких- либо четких стратегий ведения войны. Однако, эти стратегии несомненно будут найдены. Было бы трагедией, если бы эта борьба против террора превратилась в войну цивилизаций, войну Запада против ислама. Потому что террористы видят ислам в извращенном виде. Однако пособников террористов необходимо оценивать с такой же суровостью, как и самих террористов и, по-видимому, так и будет. Только таким образом можно победить эту войну против мира Просвещения, которым является современный мир, простирающийся над всеми океанами и охватывающий действительно все вероисповедания.
Шломо Авинери, профессор политологии Еврейского университета Иерусалима.
Выпуск газеты №:
№171, (2001)Section
День Планеты