Жизнь после санкций
«Ливийские компании стремятся выйти на украинский рынок», — считает Посол Седдиг аль-Гвери
— Считает ли Ливия достаточной поддержку Украины в вопросе окончательного снятия санкций ООН с Триполи?
— Украина с самого введения санкций ООН против Ливии была на стороне нашей страны, ливийского народа и правительства, на всех международных уровнях боролась за отмену санкций. Мы всегда высоко оценивали смелую позицию Украины, свидетельствующую об уровне отношений между нашими народами и лидерами двух стран. Думаю, в течение ближайшего времени санкции ООН против Ливии обязательно будут сняты.
— А каковы перспективы отмены американских санкций?
— Сразу отмечу, что мы не враждуем с американским народом. Между американским и ливийским народом исторически сложились хорошие отношения. Взаимный интерес был и остается. Недоразумения, возникшие с некоторыми американскими администрациями, мы считаем временными и надеемся, что они в скором времени будут ликвидированы. Отмена санкций ООН против Ливии должна повлечь за собой и снятие ограничений, введенных США.
Проигравшей стороной из-за американских санкций являются США и американские компании, а не Ливия. Сотни американских бизнесменов желают вернуться на ливийский рынок, они особенно заинтересованы в сфере строительства, газовой и нефтяной отраслях, нефтехимии, транспорте и т.д.
— Не последнюю роль в рассмотрении ООН вопроса отмены санкций против Ливии сыграло то, что Триполи начинает выплаты родственникам жертв катастрофы лайнера компании «Pan Am» над Локерби в 1988 году и ведет переговоры с Францией об аналогичных выплатах родственникам жертв взрыва французского лайнера над Нигером в 1989-м. Речь идет о серьезных суммах, миллиардах долларов. Не придется ли ливийскому народу затягивать пояса?
— Мы с самого начала считали санкции, введенные США и ООН против Ливии, несправедливыми и жестокими. За восемь лет санкций ливийская экономика потеряла десятки миллиардов долларов, ливийский народ потерял тысячи невинных людей. Стране нанесен огромный экономический и гуманитарный ущерб. Сегодня Ливия начинает выплату компенсаций, чтобы предотвратить опасность для своего народа в будущем. При сохранении санкций мы каждый год будем терять сумму, большую, чем сумма компенсаций. Этот вопрос надо закрыть навсегда.
— Западные информагентства сообщали о том, что Ливия заплатила несколько миллионов долларов как часть выкупа за европейских туристов, захваченных в заложники в Сахаре. Так ли это, и почему было принято такое решение?
— У меня нет точной информации о том, вносила ли Ливия часть выкупа за заложников. Возможно, что Фонд Каддафи действительно помог этим людям. Несколько лет назад эта организация помогла освободить заложников на Филиппинах. Фонд оказывает помощь людям в Афганистане, африканских и арабских странах. Эту созданную четыре года назад организацию возглавляет сын лидера революции Саиф. Цель Фонда — своевременно оказывать гуманитарную помощь тем, кто в ней нуждается, независимо от их национальности и гражданства. Источник финансирования организации — добровольные пожертвования, в том числе из разных стран мира.
— Недавно полковник Каддафи объявил о начале приватизации государственного сектора ливийской промышленности, в частности, нефтяной отрасли. Почему возникла такая необходимость, какие проблемы переживает ливийская экономика?
— Приватизация — это мировое явление, характерное для капиталистических и бывших социалистических стран в условиях глобализации. Национальная экономика не может быть оторвана от мировой. Ливия объявила о подготовке к приватизации государственного сектора несколько лет назад. В ливийской экономике давно существует частный сектор, который имеет большее значение, чем государственный. Существует и система коллективных предприятий. К государственному сектору принадлежат стратегические отрасли и услуги. Существуют также семейные компании и акционерные общества. Согласно закону, создать акционерное общество могут минимум пятьсот человек, обладающие общим капиталом в миллион ливийских динаров (около $700 тысяч), а также соответствующими техническими и административными условиями.
В Ливии создан новый социализм. Эта система дает возможность производителям принимать участие в процессе управления и прибылях без вмешательства государства. Основы нового социализма изложены во втором разделе «Зеленой книги» Муамара Каддафи. Эта система очень близка к схеме самоуправления, по которой работали в бывшей Югославии и Алжире. Следует отметить, что в Ливии созданы возможности для работы иностранных инвесторов в разных областях экономики, в частности, в сфере туризма. Ливийский закон об инвестициях признан открытым и прогрессивным.
— Кому в результате приватизации будет принадлежать нефтяная промышленность: трудовым коллективам, иностранным инвесторам, богатым ливийским гражданам?
— Нефтяная и газовая промышленность — стратегические, поэтому до сих пор не были приватизированы. Выскажу свое личное мнение: я убежден, что процесс приватизации и дальнейшая работа этих отраслей обязательно будут проходить под контролем государства, даже если будут привлечены иностранные инвесторы. Возможно, в интересах ливийского народа будут найдены новые формы компаний в этой сфере.
— С июня в Ливии новый премьер-министр. Насколько знаковым было его назначение?
— Новый Секретарь Высшего народного комитета (премьер-министр) доктор Шукри Ганем — профессор экономики, международный эксперт в области нефти. Это, несомненно, будет способствовать активной интеграции ливийской экономики в мировую, оживлению деловых контактов после долгих страданий из-за санкций. Доктор Ганем учился в США, получил степень доктора в Гарвардском университете, преподавал там. Был одним из ведущих экспертов ОПЕК, много лет работал в Австрии.
— Он, случайно, не гражданин Соединенных Штатов?
— Нет, что вы, он стопроцентный гражданин Ливии.
— Последние полгода продолжаются активные украинско-ливийские контакты, в частности на правительственном уровне. Воплощаются ли в жизнь достигнутые договоренности?
— В двусторонних ливийско- украинских отношениях заметен значительный прыжок во имя интересов двух народов, который отражает и желания руководства наших стран. Ливию и Украину можно с уверенностью назвать стратегическими партнерами. За последний год состоялся активный обмен делегациями, было подписано очень много договоров и соглашений. Достигнута договоренность о создании совместных предприятий. Компании «Нафтогаз України», «Інтербудмонтаж», «Хліб України» открыли свои представительства в Ливии, есть такое намерение еще у некоторых украинских компаний. Ливийские компании хотят выйти на украинский рынок.
— Однако динамика товарооборота между нашими странами импульсивна. В 2001 году он составил около ста миллионов долларов, в прошлом — лишь около тридцати миллионов. Что мешает наращивать товарооборот?
— Когда мы говорим о прыжке в отношениях между Ливией и Украиной, имеем в виду создание фундамента для торгово-экономических отношений. Посадив дерево, вы много лет поливаете его, чтобы получить плоды. Также и в отношениях между странами. В 2001 году показатели товарооборота подняла покупка Ливией двух украинских самолетов. При этом сальдо было положительным для Украины, но отрицательным для Ливии. В 2002 году товарооборот не поднялся, потому что не были завершены некоторые сделки. Мы ожидаем, что в нынешнем и будущем году товарооборот между двумя странами будет укрепляться, в частности, благодаря ознакомлению ливийских бизнесменов с украинским рынком и подписанию некоторых государственных договоров и контрактов. В 2002 году в Ливии прошла первая украинская выставка. Ливийская выставка в Украине пройдет в этом году.
— Очевидно, одним из кирпичиков фундамента украинско- ливийских отношений должно стать подписание договора об избежании двойного налогообложения?
— Сейчас мы готовимся к его подписанию. В июне этот вопрос обсуждался в Триполи. Скоро состоится второй раунд переговоров.
— В «Зеленой книге», которой следует Ливия, в частности, начиная приватизацию государственного сектора, также говорится о необходимости в будущем отказаться от заработной платы как средства порабощения производителя. Удастся ли когда-нибудь это сделать?
— Действительно, зарплата — средство порабощения человека. Ведь рабочий может производить в десять раз больше, чем получает. Основная добавочная стоимость идет в карман хозяина: государства в социалистическом обществе, капиталиста — в капиталистическом. Попытки построить научный социализм привели к тому, что рабочие стали средством в руках государства, трудились днем и ночью ради очень маленькой зарплаты, а остальное шло в карман государства. Это и привело к краху социализма, потому что здесь нет справедливости. Предприятия должны принадлежать трудовому коллективу. Производители должны управлять предприятием и делить между собой прибыли, возвращая государству основной капитал. Конечная задача — это действительно отмена заработной платы. Мы делаем все возможное, чтобы достичь этого.
— И интеграция ливийской экономики в мировую не помешает отменить зарплату?
— Воплощение в жизнь этих идеалистических теорий в итоге принесет плоды для ливийской экономики, интегрированной в мировую. Сейчас мы изучаем возможность совмещения интеграции национальной экономики в мировую и соблюдения прав производителей. Наша задача — это интеграция ливийской экономики в мировую экономику и сохранение нашей национальной индивидуальности.
Выпуск газеты №:
№159, (2003)Section
День Планеты