Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Наука - это круто»

Преподавателем Летней школы журналистики стал «эпатажный астрофизик» Юрий Костюченко
20 июля, 15:31

Летняя школа «Дня» продолжает пополнять свой интеллектуальный рацион. Гостями редакции уже были политики, экономисты, журналисты, но на этот раз участников ЛШЖ буквально ошарашила встреча с человеком, которого школьники впоследствии назвали «эпатажным астрофизиком». Ученый, эксперт по применению космических методов исследования и использования спутниковых наблюдений земной поверхности для оценки рисков и опасности, а также активный блогер газеты «День» Юрий Костюченко пополнил ряды «профессоров» Летней школы и сразу стал одним из самых любимых преподавателей.

Еще в начале встречи гость отметил: «Что я здесь делаю? Я пришел сказать, что наука - это круто. Потому что это единственная область человеческой деятельности, которая дает ощущение свободы и настоящего счастья. Но наука заканчивается там, где заканчивается математика».

Юрий Костюченко подготовил для школьников презентацию о глобальных изменениях окружающей среды. В течение часа ученый рассказывал о таких вызовах человечества, как продовольствие, вода, энергия и климатические условия. Каждый пятый человек на Земле голодает и не имеет свободного выхода к водным ресурсам, более 2,5% населения не обеспечены электроэнергией, ежедневно около 24 тысяч детей погибают из-за бедности, а 72% населения планеты живет менее чем на один доллар в день. Поразительные факты. «В современном мире сложилась такая ситуация, что все связано со всем. Каждое действие и каждое слово имеют свой вес. А в вашем случае каждое слово - это действие. Мы являемся частью глобального пространства, а потому должны знать его процессы», - подытожил гость.

Сначала Юрий Костюченко осветил роль политики и гражданского общества в жизни науки: «Политическая воля направлена ​​на решение конъюнктурных интересов, а не стратегических. Власть живет от выборов до выборов и ей не интересна стратегия на 30 лет. Если изменится гражданское общество, то изменится ситуация с принятиями решений. Политики будут ответственны перед обществом и не смогут больше пренебрегать нашим мнением».

Разговор настолько захватила участников,  что встреча с формата конференции сразу трансформировалась в интеллектуальную беседу «на равных». Сразу же возникли и небольшие дискуссии. На вопрос участницы Летней школы Натальи Понедилок о причинах отрыва науки от общества Юрий Костюченко подал собственное нестандартное видение этой ситуации: «Это проблема не людей, а ученых, которые имеют чувство элитарности и не хотят разговаривать с народом доступным языком. Потому наука стала сложной. Проблема в том, что ученые не хотят общаться».

Школьники также интересовались такими темами как финансовый кризис, последствия лесных пожаров в Карпатах, продуктивность экосистемы, аграрные технологии и даже исследованиями ядерных реакторов на холодном синтезе. В контексте разговора не удалось обойти и болезненного вопроса отсутствия среди украинского населения экологической культуры: «Украина имеет деформированное восприятие рисков. Причиной является неквалифицированное представления информации специалистами. Любая экспертная мысль не должна быть сенсацией, «страшилкой» для населения. Надо осторожно относиться к слову и тщательно подбирать интонацию. Только так можно привить населению здравый смысл и ответственность».

Ученый смог за десять минут развеять миф об опасности употребления генномодифицированных продуктов: «Сама по себе комбинация генов не может быть вредной. Не знаю, будете ли вы удивлены, если я скажу, что вся наша кукуруза, соя, почти весь горошек, 60% томатов, 40% картофеля и где-то 40-55% сладкого перца генномодифицированные. Мне очень странно видеть на этикетках обычной питьевой воды надпись «Без ГМО». Модифицировать можно только то, что имеет гены, а они есть в белке, а в воде белка нет. Но если на шоколаде написано «без ГМО», то здесь что-то не так. В состав шоколада входит лецитин, который производится или из подсолнуха, или из сои. Но подсолнечный лецетин, а соя генно-модифицированная».

Одним из актуальных и неоднозначных вопросов, который сегодня стоит перед Украиной, является перспектива добычи сланцевого газа. Школьники воспользовались случаем узнать мнение специалиста по этому вопросу: «Риск достаточно высокий. Жидкость неизвестного состава может подняться по трещинам и дойти до водоносного горизонта, и тогда мы будем ее пить. Но я считаю, что здесь есть еще элемент определенного заговора, поскольку американцы могут узнать состав жидкости, а мы не можем, потому что это тайна компании добытчика. Единственное на что я надеюсь, что сланцевый газ все же никто не будет добывать».

На вопрос об источниках финансирования расходных исследовательских проектов ученый отметил: «Треть того, что я сегодня представил - это прямое бюджетное финансирование академии, треть - это гранты государства, которые идут через различные агентства: Министерство наук, академические гранты, государственный комитет по инновациям, а треть - это международные проекты. Да, это правда, что у нас нет денег. Поэтому наши специалисты мало публикуются на Западе. Чтобы опубликовать конкурентоспособную статью в нормальном журнале надо представить нормальный результат, а его надо получить на конкурентоспособном оборудовании в результате использования данных, которые также стоят денег. Все эти исследования в известном журнале стоят 100-200 тысяч долларов. В журналах «Nature» или «Science» все исследования, которые должны быть основой статьи, стоят до миллиона долларов. Все, что мы можем предложить человечеству - это интеллектуальные ресурсы».

Для «летнешкольников» эта встреча стала настоящим открытием, потому что они впервые встретились с физиком, который настолько просто и доступно рассказывает о сложных научных процессах. У школьников «Дня» появилась реальная возможность пообщаться не только на темы современного состояния окружающей среды, научных разработок, а еще получить мастер-класс умелого формулирования мыслей.

«Мы живем в очень опасном и нестабильном мире, в котором можно выжить только вместе. Отношение людей к экологии должно меняться на уровне образования, потому что на том, что человек видит, не исчерпываются проблемы окружающей среды », - подытожил Юрий Костюченко.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать