«218 проблем»
Техническая готовность к выборам в столице вызывает сомненияПоказательным относительно данной ситуации можно считать выступление главы участковой комиссии №41 Ольги Генераловой, на участке которой все перечисленные проблемы сложились в один катастрофический комплекс. Женщина простуженным голосом рассказала о том, что для работы комиссии выделили бетонную яму в подвале, которая когда-то служила общественным туалетом и от подобия ремонта не стала более теплой, более доступной для избирателей и более вместительной. Она также рассказала, что кроме традиционных столов, стульев, телефонов, сейфа в ее комиссии не хватает еще и людей, так как многие партии и блоки, которые, как известно, должны были направить своих представителей в участковые и окружные комиссии, этого просто не сделали, а если и сделали, то кадры оказались совершенно неознакомленными со спецификой работы на выборах.
Конечно, все эти проблемы решаемы, но до выборов осталась одна неделя, и Центральная избирательная комиссия вот-вот должна получить отчеты окружных комиссий о готовности к проведению голосования и передать им бюллетени, которые до 31 марта должны быть надежно спрятаны в сейфы, — а сейфов-то у участковых избиркомов 218-го округа почти нет. Хуже всего, что теперь уже нельзя быть уверенным, что подобные технологические проблемы возникли только в Соломенском районе. Не исключено, что представители окружной комиссии №218 просто первыми осознали масштабы возможных последствий выборов как по своему округу, так и каждый лично для себя. Ведь именно они в случае провала голосования понесут ответственность за плохую организационно-техническую подготовку волеизъявления граждан.
Впрочем, сами члены комиссии виноватыми себя не считают. По их мнению, сложившаяся ситуация на самом деле является одним из способов власти провести выборы (или же сорвать их) по своему сценарию и при этом свалить всю ответственность на окружные комиссии. Следует отметить, что, согласно новому закону о выборах, окружные комиссии формируются партиями и блоками, а не местной властью, — и в этом, скорее всего, и кроется корень возникшей проблемы. Ситуация выглядит более неоднозначной, если учесть, что эту версию разделяет, кстати, и кандидат в народные депутаты по 218 округу, инициатор «кассетного скандала № 2» Дмитрий Понамарчук, который считает, что таким образом власть протестует против такого изменения избирательного закона и показывает политическим силам их несостоятельность в организации выборов. Мол, хотели свободы и демократии — получайте, но как вы, интересно, выкрутитесь без нашего админресурса, против которого так много выступаете? Кроме этого, по мнению Д. Понамарчука, саботируя удовлетворение потребностей участковых комиссий и предоставляя «ошибочные» списки, власть получает множество шансов опротестовать результаты выборов.
Присутствовавшие на собрании представители местной власти с мнением окружной комиссии и кандидатов в депутаты были, конечно, же несогласны. В ходе выступления главы Соломенской районной администрации Валерия Титарчука собрание переросло в дискуссию в стиле «сам дурак» и перешло на личности, что в данном случае не имеет никакого отношения к возникшей проблеме. В.Титарчук обвинил главу окружной комиссии в организации фарса с целью дискредитировать власть и сказал, что все обсуждаемые здесь проблемы для районной власти — сущие пустяки, которые можно было спокойно решить в рабочем порядке и которые будут ликвидированы в течение следующего дня. Непонятно только, почему все эти «пустяковые» проблемы нельзя было решить раньше, — а не тянуть едва ли не до дня голосования? Причем этот вопрос в равной степени касается как районной власти, так и окружного избиркома. В конце концов на собрании было решено консолидировать силы окружной комиссии, кандидатов в депутаты и местной власти для скорейшего выхода из технологического кризиса.
Остается надеяться, что комплексная «проблема №218» на день выхода номера действительно будет ликвидирована, и что подобных ситуаций больше нигде не наблюдается. Иначе в день выборов, а особенно после них, можно будет ожидать множества неприятных сюрпризов.