«Актер» со скамейки пересел на качели

Говорим — театр «Актер», подразумеваем Валентина Шестопалова и наоборот. А еще — обязательно — очень качественную драматургию. И, конечно же, его коллег — именитых и не очень — актеров киевских театров, которые за тринадцать лет существования созданного Шестопаловым театра выходили в разных спектаклях на сцену «Актера». И пусть сцена невелика (сегодня постановки играются в кинотеатре им. Чапаева), но накал страстей, всепоглощающесть чувств, которые на ней бушуют, огромны. Органичность и самоотдача исполнителей — тоже, что невероятно трудно, когда расстояние между залом и сценой минимальное. Оно не столько разделяет зал и актеров, сколько напротив, словно увеличительное стекло, позволяет увидеть малейшие нюансы актерской игры и душевные движения их персонажей. Это, конечно, всякий раз экзамен для исполнителей. Но и для нас, зрителей, не меньший. Ведь «зеркало» сцены в данном случае дает не только укрупненное отражение нашей жизни и наших проблем, наших достоинств, но и наших слабостей и недостатков. Всегда ли мы готовы увидеть их вот так, едва ли не под микроскопом? Впрочем, это может оказаться очень полезным. Похоже, именно на это надеялся Валентин Шестопалов, когда поставил в «Актере» спектакль «Гитель и Джерри» по очень знаменитой, очень нашумевшей, но в последнее время изрядно призабытой пьесе Уильяма Гибсона «Двое на качелях». История эта грустная, как любая история утраченной или несостоявшейся любви, двух бесконечно одиноких людей, затерявшихся в мегаполисе, у которых, казалось бы, появился шанс обрести друг друга. Шанс, в который они сами не очень-то верят или боятся поверить.
Но при этом — более светлого, смешного и вселяющего надежду спекталя я, честно, говоря, давно уже не видела. Лариса Руснак, актриса театра им. И. Франко, и Валентин Шестопалов, который нынче служит в театре им. Леси Украинки, играют без надрыва, но с большим внутренним напряжением, с юмором, безмерной симпатией и сочувствием к своим героям. Терпимость — вот чего не хватает нам сегодня. И может быть, сегодня, как никогда.
Более десяти лет в репертуаре «Актера» идет спектакль «Скамейка» Александра Гельмана. Тоже история любви и одиночества, только на фоне советской, уходящей в прошлое эпохи. И сегодня «Двое на качелях», созданные три десятилетия назад, оказываются куда больше ко времени.
Выпуск газеты №:
№75, (2000)Section
День Украины