Альтернатива серости?
В течение пяти дней критики и практики театрального дела из Беларуси, Польши и Украины будут усердно биться над разгадкой классических славянских вопросов «Кто виноват?», «Что делать?» и «Куда идти?».
Предсказать общую тональность предстоящих дискуссий в общем-то не сложно. Будет много отчаянных и кликушеских выступлений о бедственном положении культуры в целом и театра в частности, о нищете, приводящей ко все более банальным сценическим решениям и мировоззренческой апатии, о равнодушии сильных и богатых мира сего к духовности etc.
Собственно, возразить на эти ламентации нечего, об агонии культуры не говорит сегодня только ленивый. Однако стоит обратить внимание и на одну фигуру умолчания, а именно сомнительность употребления термина «альтернативный театр» применительно к нынешней ситуации. Что подразумевают организаторы семинара во вполне благополучном по киевским меркам (субсидируемом государством, гастролирующим, худо-бедно выпускающим премьеры) театре-кафе «Колесо», говоря об альтернативности. Камерное помещение? Маленькую мобильную труппу? Или все-таки «перпендикулярное» эстетическое мышление? Если последнее, то пора честно признать, что украинский альтернативный театр скончался, а носители его идей или вынуждены были эмигрировать, или прекратили какой-либо диалог с обществом, или духовно кастрировали себя. Теперь и академические мастодонты, и когда-то фрондирующие им «новаторы» из кожи вон лезут, чтобы нравиться публике, быть доступными и не строптивыми, на глазах с каждым сезоном серея и нивелируясь.