Перейти к основному содержанию

Асоциальные дети

Несовершеннолетние правонарушители нуждаются в специальном законодательстве
16 января, 20:02
«ЖИЗНЬ ЗА РЕШЕТКОЙ»

Преступник является преступником, и наказание — единственное, чего он заслуживает. Именно по такой модели работают сегодня правоохранительные органы в Украине. Поэтому и судят одинаково — что взрослого злоумышленника, что ребенка с горькой судьбой. Ювенальная юстиция — то звено судебной системы, которое в демократическом мире опекает несовершеннолетних в их конфликте с обществом или законом. Вчера в Киеве собрались представители стран СНГ, Прибалтики, а также Польши с целью обсудить состояние дел, обменяться опытом, решить проблемы.

Цифры, которые «говорят» сами за себя: почти что из 3 тыс. детей, пребывающих сегодня в 11 воспитательных колониях, 41% детей нигде раньше не учились и не работали. Более того, ежегодно в такие заведения попадает 70—90 необразованных школьников. И каждый день пребывания в колонии отдаляет ребенка от того, чему обычный ребенок научился в возрасте 5-6 лет, а впоследствии — от нормальной общественной жизни.

«Сегодня они — дети, а завтра мы будем передавать им в руки свое государство», — с такого тезиса начал мероприятие руководитель Национального пресс- клуба реформ Сергей Губин. Ситуация на самом деле неутешительная. Ребенок, совершивший преступление, попадает в руки правохранителей, для которых это — преступник, и механизм его «перевоспитания» практически не отличается от того, который применяется к взрослым «коллегам по делу». Судья рассматривает дело и выносит приговор, руководствуясь Уголовным кодексом или другими нормативно-правовыми актами. Вчера он судил серийного убийцу-маньяка, сегодня — ребенка. О специфике отношения к последнему в этом случае и говорить не приходится.

Задуматься над дальнейшей судьбой ребенка — основной принцип ювенальной юстиции. «Ребенок после совершения преступления должен попасть не к тому судье, который найдет статью в кодексе, а к тому, который задумается над тем, что будет с этим ребенком дальше, — говорит заместитель министра юстиции Украины Валерия Лутковская. Т.е. речь идет, в первую очередь, о профилактике и реабилитации, а не о наказании. Представитель ЮНИСЕФ в Украине Джереми Хартли уверен, что «отбывая наказание в местах лишения свободы, дети пребывают в еще более шатком положении». Это время, когда ребенок полностью асоциализируется, и «вернуться» в общество впоследствии очень сложно. Одногодки учатся в школах, готовятся поступать в вуз, строят планы на будущее. Ребенок за решеткой выпадает из этого процесса, более того — на нем появляется клеймо зека. А это — конец в самом начале жизни.

«Сегодня в Украине разработана концепция ювенальной судебной системы, которую осталось воплотить на практике», — заявляет госпожа Лутковская. Эта концепция базируется на принципах верховенства интересов несовершеннолетних, приоритета восстановительного подхода перед карательным в ходе осуществления детского правосудия, признания и поддержки семьи как наилучшей среды для проживания несовершеннолетних.

В других странах постсоциалистического лагеря ситуация с детским правосудием обстоит по- разному. Например, в Казахстане пошли путем, отличным от украинского. «Мы начали с практики — организовали центры ювенальной юстиции в отдельных регионах страны, — рассказывает Светлана Бекмамбетова, директор проекта «Ювенальная юстиция в Казахстане». — Можно отметить позитивный результат — уменьшение количества арестов среди несовершеннолетних и их реабилитацию без участия пенитенциарных заведений. Теперь мы выходим на уровень разработки концепции. Власть одобрительно отнеслась к нашим идеям».

Как будет обстоять дело с ювенальной системой правосудия в нашей стране — вопрос времени и, главным образом, заинтересованности властей. По словам заместителя председателя Комитета Верховной Рады по вопросам правовой политики Николая Замковенко, парламент воспринимает идею без особого энтузиазма. Одним из элементов этой специализированной юстиции уже сейчас может стать институт «детского омбудсмена». Однако сегодня и.о. Уполномоченного Верховной Рады по правам человека Нина Карпачова к этой идее относится скептически. Но вскоре изберут нового омбудсмена, и все может измениться. Следовательно, надежда на счастливую судьбу имплементации ювенальной судебной системы в Украине пока есть.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать