Астраханские сказки
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20030408/463-2-3_0.jpg)
4 апреля в МЦКИ (Октябрьском дворце) в рамках «Русских сезонов в Украине» прошла киевская премьера фильма Дмитрия Астрахана «Тартарен из Тараскона».
Астрахана называют «последним романтиком кино». Как правило, его картины — своеобразные сказки для взрослых на современный сюжет: «Ты у меня одна», «Все будет хорошо», «Подари мне лунный свет», «Перекресток» и др. Несмотря на то, что нынче режиссер обратился к классике, он остался верен себе. «Тартарен из Тараскона» — очередная астраханская сказочка, но сделанная уже в исторических, бутафорских декорациях под XIX век.
Трилогию Альфонса Доде «Необычайные приключения Тартарена из Тараскона» режиссер и его постоянный соавтор сценарист Олег Данилов перекроили по собственному усмотрению и от известного сюжета о мелком французском хвастунишке-буржуа в ленте остались лишь крохи.
— Мы верны духу Доде, а не его букве, — подчеркнул Д. Астрахан. — Надеюсь, что автор на нас не обидится за столь вольное обращение с его сочинением. Я снял фантазию на тему о Тартарене. Сценарий Олег Данилов написал давно, но у нас все как-то руки не доходили взяться за фильм. Мы попытались создать светлую картину о положительном герое. Каждый человек о чем-нибудь мечтает, но не все претворяют мечту в жизнь. Серые будни засасывают, и кажется, что из этой трясины уже никогда не вырвешься. Но только от нас самих зависит — плыть по течению и предаваться мечтам или суметь вырваться из болота каждодневных проблем и реализовать свою мечту.
Лейтмотив фильма — способен ли человек, вовсе не героической наружности, даже слабый по характеру, фантазер и враль, чьи прожекты вызывают насмешки всего города, совершить подвиг? В начале ленты Тартарен, в трактовке популярного актера Анатолия Равиковича, очень напоминает некий симбиоз. Этот галльский чудак чуть похож на гончаровского Обломова (с его фантазиями как перекроить свою жизнь) и сервантесовского Дон Кихота — с неукротимой верой, что ему уготована яркая, полная приключений и подвигов, судьба. Трогательный и романтичный толстяк готов прийти на помощь повстанцам Гарибальди и пропавшим экспедициям, отправиться на Аляску, в Альпы, то есть в любую точку планеты, где бы ни произошло чрезвычайное происшествие. Он активно готовится к поездке, например, тренируется покорять вершины гор, карабкаясь по… стенам своего дома, закупает снаряжение, учится метко стрелять, внимательно изучает карту, разрабатывает маршрут. Через три недели Тартарен готов отправиться в путь, его никто не может отговорить от опасного путешествия. Но в последнюю минуту чудак вдруг узнает, что людей давно спасли и ехать уже никуда не надо. Правда, однажды ему предоставляется шанс прославить родной город, «сразившись» со сбежавшим из клетки львом. И пусть зверь был слепым и беззубым, но только один Тартарен его не испугался. Он спас жену аптекаря и партнершу по спектаклю, который они репетировали на площади городка, готовясь к юбилею Тараскона.
Горожане привыкли к фантазиям своего земляка. Никто не принимает его рассказы всерьез. Аптекарь, поэт- любитель (Александр Абдулов) и хозяин похоронного бюро, доморощенный режиссер, (Александр Филиппенко) даже заключают пари, что Тартарен никогда из дома не уедет. А тот так увлечен своей мечтой о подвигах, что не замечает ничего вокруг. Он приютил двух аферистов, отца и дочь — хозяев злополучного льва (их темпераментно, на грани фола, играют Николай Караченцов и Елена Захарова), а те обводят Тартарена вокруг пальца, планируя женить простофилю, а затем убить, завладев его деньгами. Но коварным планам не суждено сбыться. Именно в этот момент, словно со стороны, смешной толстяк смотрит на себя и понимает, что его мечты — иллюзии. Равикович очень тонко передает полярное состояние потерпевшего крах человека… Что его ждет в будущем? Вместо захватывающих дух экспедиций — поездка на воды в сопровождении верной экономки Эммы (Инна Ульянова). Взгляд у Тартарена потух, его нисколько не волнует успех спектакля, в котором он блестяще сыграл главную роль...
В разгар торжеств неожиданно появляется воздушный шар. Это прилетели военные, прочитавшие статью в «Фигаро» о подвигах Тартарена, и просят его немедленно отправляться в Алжир. Там на селения нападают стаи диких львов. Нужны добровольцы, меткие охотники. Вот она — звездная минута. И Тартарен, захватив винчестер, спешит на помощь. Этот маленький и жалкий толстяк оказывается храбрецом, настоящим героем, все же сумевшим воплотить свои фантазии в настоящие дела. Отныне о его ратных подвигах тарасконцы узнают из газетных сообщений. Не успел он прибыть домой, как поступает сообщение об извержении вулкана Этна, и Тартарен немедленно спешит на помощь...
Фильм Астрахана вытягивает замечательный по составу актерский ансамбль: Равикович, Абдулов, Филиппенко, Караченцов, Ульянова, Захарова. К «плюсам» ленты можно отнести операторскую находку Ежи Гощика: начало и окончание каждой сцены — словно перелистывается глава книги, а цветной стоп-кадр превращается в старинную гравюру. Забавны фрагменты репетиций юбилейного городского торжества: когда наивные вирши исполняются под музыку Бизе из «Кармен». А «минусы» картины — ее затянутость, монотонность развития сюжета, особенно в первой части. Те зрители, которые читали Альфонса Доде, будут разочарованы довольно поверхностным пересказом французской классики языком кино. А для нечитавших трилогию о Тартарене — продукт вполне «съедобный». Самое важное, что после просмотра ленты так и хочется сравнить ее с первоисточником, немедленно отправиться в библиотеку.
После киевской премьеры Дмитрий Астрахан, Анатолий Равикович и Александр Абдулов признались, что каждый из них получил удовольствие от съемок, проходивших в Минске на «Беларусьфильме». По словам режиссера, от сафари на львов ему пришлось отказаться, чтобы не делать проект еще более дорогостоящим. Обошлись компьютерной графикой. Этой лентой Астрахан не преследовал коммерческих целей. Захотел попробовать себя в новом материале, считая, что нужно несколько разбавить криминальную тематику, которая заполонила наши экраны.
А организаторы «Русских киносезонов в Украине» ТМ «Олимп» пообещали киевлянам, что в скором будущем, совместно с «Кинотавром», привезут в нашу столицу последние работы Абдрашидова, Бодрова и Рязанова.
Выпуск газеты №:
№63, (2003)Section
День Украины