Перейти к основному содержанию

Бедность — это порок

Поляки советуют украинским реформаторам не пренебрегать ценой реформ
25 марта, 00:00

Бесспорные экономические достижения Польши небезосновательно связывают c личностью Лешека Бальцеровича. В послужном списке доктора Бальцеровича — почетное звание пpoфеccopа, должности пpемьеp-миниcтpа, вице-пpемьеpа и миниcтpа финанcoв польского правительства, советника правительств многих стран, в том числе и украинского (в 1993 г.). Он — легендарный сторонник куpcа pешительнoгo и жеcткoгo pефopмиpoвания экономики, кoтopый, c пoдачи жуpналиcтoв, получил известность как шоковая терапия. Нынче сам д-р Бальцерович не любит выражения «шоковая терапия», поскольку термин, по его словам, «слишком эмоционален» и вызывает реакцию отторжения. Он предпочитает говорить об экономической политике, которая решительно направлена вперед.

В прошлые четверг и пятницу Лешек Бальцерович был гостем украинского правительства. Причем цель его визита связана с подписанием соглашения о предоставлении Украине технической помощи для проведения комплекса преобразований в традиционно самой непопулярной области — системе государственного управления экономикой.

Вряд ли будет преувеличением сказать, что государственная власть в Украине давно и прочно «приватизирована». Аналитики даже изобрели новый экономический термин — «бюрократическая рента», подразумевающий, что «власть» в нашей стране — это то же самое, что в нормальных странах — капитал.

В конце прошлого года новый премьер г-н Ющенко заявил о своей решимости очистить власть от несвойственных ей функций, имея в виду активное (и незаконное) участие чиновников в бизнес-проектах, а также сокращение присутствия госструктур в экономике в целом. Впрочем, осуществить задуманное оказалось далеко не так просто. Экс-премьер Польши объясняет это тем, что в экономические реформы неизбежно вмешивается политика: «Первый уровень — это экономическая политика. Здесь очень важно, чтобы была техническая компетенция — т.е. знать, что надо сделать. Скажем, сократить безработицу, определив, какие инструменты экономической политики ведут к достижению этой цели, а какие — нет. Второй уровень — это политика, политическая воля. Компетентные люди не в состоянии действовать, если нет политического базиса. Необходимо создать политический базис для хорошей экономической политики». Иными словами, сейчас проблема заключается вовсе не в том, какие экономические преобразования проводить, а как их проводить, как избрать наименее болезненные для населения средства реформ, как организовать мирную передачу власти от коррумпированных чиновников к институтам рыночного хозяйствования, как компенсировать потери тем, у кого отбираются льготы…

Нужно отметить, что подобный опыт для Украины был бы просто бесценным, поскольку у страны не было недостатка в советах, что делать. И совсем не было советов, как этого достичь. Более того, именно по причине отсутствия механизма перехода ко многим вожделенным целям страны, подобные Украине, демонстрируют усталость от реформ, отторгают нововведения, лишаются способности к рациональным решениям.

Простой пример, кстати, имеющий отношение к одной из тем польско-украинских переговоров (о смягчении «антильготных» мероприятий): в течение девяти лет якобы рыночных реформ в Украине просто-таки процветает архаичная система государственного патернализма. Однако Украина в своих страхах сегодня не так оригинальна, как раньше.

Довольно долго в странах, вступивших на путь трансформации, господствовали наивные представления, будто рынок принесет богатство и благосостояние и еще, конечно, более справедливое распределение доходов. Продолжающиеся политические дебаты и преувеличенные успехи развитых промышленных стран также подпитывали эти нереалистичные ожидания. Но и реформаторы, и граждане отказывались принимать во внимание историю этих преуспевающих стран. Вместо этого правительства внушали населению, что как только все откажутся от старой распределительной системы, доходы каждого непременно возрастут (естественно, пропорционально представлениям о справедливых доходах). Политические лидеры не без оснований предполагали, что либерализация цен и сокращение дефицитов будут способствовать более равномерному распределению дохода. А в некоторых странах, в частности в России и Украине, возлагали дополнительные надежды на приватизацию как регулятор распределения доходов. Некоторые, особенно продвинутые, страны еще предполагали также, что пенсионная реформа будет способствовать преодолению неравенства. Однако все получилось наоборот, и не реформы как таковые стали главным препятствием на пути к процветанию.

Возможно, не все в современной Украине отдают себе отчет, что самым серьезным вызовом для политиков, искренне стремящихся проводить реформы, является растущее неравенство и расширяющиеся масштабы бедности. Продолжающийся долгое время спад производства и всепроникающая коррупция лишь усложняют стоящие перед страной проблемы бедности. Следовательно, растущее неравенство — вопрос не столько политический, способный спровоцировать напряжение в обществе и социальные конфликты, но также и серьезное экономическое препятствие продолжительному росту.

В переходный период модель распределения доходов качественно изменилась. Важные процессы произошли в результате устранения ряда фундаментальных черт плановой экономики и расширения пространства экономики теневой. С начала преобразований устранение субсидий виделось различными международными организациями, особенно МВФ, как абсолютно необходимая мера. Фонд выказывал желание поддерживать только такую структурную политику, которая вела к ликвидации субсидий. Такое внешнее давление шло вперемешку с внутренней борьбой между политическими соперниками и оказалось неэффективным. В результате в Украине полная отмена субсидий, доставшихся в наследство от социализма, еще впереди. Но, вступая на этот непопулярный путь, правительству ни в коем случае не нужно забывать, что большая часть субсидий и дотаций предоставлялась государством некоторым группам населения для поддержания уровня их потребления, т.е. вместо заработной платы. Поэтому, дабы не повторять ошибки ближайших соседей, наспех расправившихся с субсидиями и льготами, нашим реформаторам стоит запросить советы именно о способах и процедурах «безошибочного» лишения преференций.

Как считает польский экономист Гжегож Колодко, в зависимости от политической и социальной ситуации, а также от избранного способа либерализации цен устранение субсидий по-разному влияло на распределение дохода. Чем более радикально были устранены субсидии, тем сильнее оказывался скачок в распределении дохода. В то время как дефицит исчез действительно довольно быстро, реальные доходы и денежные накопления домашних хозяйств сокращались еще быстрее. Немаловажная деталь: прозрачность законов свободного рынка, эффективность рыночного ценообразования и их влияние на распределение ресурсов, так же как и ликвидация патологий распределения, связанных с синдромом подавленной инфляции в результате дефицита товаров, способствовали усилению конкуренции. Не сейчас, так в обозримом будущем эти реформы принесут плоды всем людям в переходных экономиках и сделают эти страны более конкурентоспособными на мировой арене.

Неизбежная составляющая всяких рыночных преобразований — либерализация цен вместе с сокращением субсидий — вызвала ничем не компенсированный, стремительный рост стоимости жизни. В первую очередь возросли цены на товары первой необходимости — продовольствие, жилье, коммунальные услуги и общественный транспорт. Затем вследствие коммерциализации других основных услуг подорожало здравоохранение, образование и даже старость. Инфляционное перераспределение дохода — через неодинаковое снижение реальных доходов у разных групп населения — значительно усилило неравенство в доходах разных групп населения, создав довольно внушительный класс бедных.

Было бы ошибкой считать, что бедность можно вылечить большим количеством денег. Бедность в рыночной экономике лечится совсем другим лекарством: большей эффективностью, повышением конкурентоспособности, более высокими темпами экономического развития и его устойчивостью. Польша, в отличие от Украины, уже около 10 лет занимается глубокими экономическими, а в последние 2 года — бюджетными реформами. Вице-премьер Бальцерович, будучи причастным как к первым, так и ко вторым, очевидно, поделился своим опытом и по-дружески объяснит своим украинским коллегам, как оправдать ожидания сограждан на повышение жизненного уровня всего населения или, по крайней мере, подавляющего большинства. Ведь иначе реформы бессмысленны.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать