Бензиновый кризис вновь провоцирует рост цен
Рынок нефтепродуктов в Украине продолжает лихорадить. Сентябрьское повышение цен на бензин и дизельное топливо серьёзно ударило по Ровенщине. Подорожали в первую очередь так называемые «грубые» марки бензина и дизельное топливо. Именно бензин АИ-76 и солярка необходимы сельскому хозяйству для завершения уборочной. В особенно тяжёлом положении оказались фермеры, не имеющие, как правило, собственных запасов топлива и вынужденные пользоваться услугами автозаправочных станций. На некоторых АЗС вообще исчезли из продажи столь необходимые аграриям виды топлива. Ситуацию, сложившуюся в розничной торговле бензином, прокомментировал генеральный директор крупнейшего в регионе предприятия по продаже топлива «Рина — Галичина» Анатолий ПИВОВАРЧУК :
— По моему мнению, рынок топлива просто вышел из- под контроля. С одной стороны, мы почти полностью зависим от поставок бензина и дизельного топлива из России и Беларуси — в особенности сегодня, когда заводы Прибалтики практически прекратили отгрузку нам бензина. Небольшие поставки топлива из Греции существенно повлиять на ситуацию не могут. С другой стороны, отечественные нефтеперерабатывающие предприятия работают, мягко говоря, неудовлетворительно.
Второй фактор, существенно сказывающийся на состоянии рынка нефтепродуктов, — это обилие фирм, которые занимаются оптовыми поставками топлива. Только на Ровенщине их насчитывается пятнадцать. Большинство из них не имеют своей инфрастуктуры, необходимой для проведения столь сложной операции. Да и финансовые возможности этих небольших фирм не дают им возможность закупать большие партии топлива, что обеспечило бы определённый запас бензина и солярки.
На мой взгляд, именно эти факторы и привели к нынешнему столь резкому скачку цен. При этом увеличения спроса на топливо мы не наблюдаем. Рывки цен были и в прошлом. И если бы правительство захотело, оно бы могло повлиять на ситуацию — как это случилось в прошлом году во время топливного кризиса, когда тогдашний премьер Валерий Пустовойтенко прервал с этой целью свой отпуск, и бензиновый кризис был погашен. Нынешней осенью подобных действий я пока не наблюдаю. Тем временем убытки несут как потребители горючего, так и розничная торговля. Ведь в связи со значительным ростом цен мы практически не зарабатываем на продаже топлива — «накрутки» на АЗС минимальные. Как бы то ни было, я уверен, что цена на топливо рано или поздно стабилизируется. Вопрос только, на какой отметке.
Нынешний бензиновый кризис не только существенно мешает полевым работам, но и уже вызвал весьма существенное повышение цен на Ровенщине — особенно на продукты питания. Поэтому даже далёкие от проблем топливно-энергетического комплекса «безлошадные» ровенчане с тревогой следят за ценниками на заправочных станциях.
КСТАТИ
Средняя цена на дизельное топливо в Украине в крупном опте с 14 по 21 сентября выросла на 25,06% — до 2145 грн. за тонну, сообщили агентству Интерфакс-Украина в научно- техническом центре «Психея». Цены на дизельное топливо в мелком опте возросли на 25,7%. Существенно повысились и розничные цены — в среднем на 22% (с 1,64 до 2,02 грн. за литр). Вслед за дизельным топливом усилились и темпы роста средних цен и на бензин. Так, за указанный период низкооктановый бензин марки А-76 подорожал в мелком опте на 13,9% (до 1,60- 1,83 грн. за литр). Крупный опт подорожал не так существенно — на 5,8%, розница — на 12%. Продолжился рост цен и на высокооктановые бензин А-92 и А-95. Цены мелкого опта на данные виды топлива выросли за неделю на 9,6% и 8,3% соответственно.