Бессон развлекается

Фильм «Невероятные приключения Адели» примечателен тем, что это первая полнометражная работа Люка Бессона за последние пять лет, если, конечно, не считать мультипликационные забавы о мальчишке Артуре ростом в несколько миллиметров.
В новой ленте автор «Никиты» и «Пятого элемента» обратился к своему любимому образу героической женщины, которая отчаянно борется едва ли не со всем, преимущественно мужским, миром. Основой сюжета служит комикс «Невероятные приключения Адель Бланк-Сек» (автор — Жак Тарди) — довольно популярный во Франции, но почти неизвестный за пределами страны.
Время действия — 1912 год. Адель — молодая отчаянная журналистка, которая пренебрегает указаниями главного редактора и готова полезть даже в ад, если это понадобится для достижения поставленной цели. Цель же здесь вполне благородна — не создание сенсационного репортажа, а выведение из комы сестры-близнеца Адель, Агаты (Лаура де Клермон-Тоннерр), пострадавшей в результате уж слишком страстного теннисного матча. Ради искупления собственной вины Адель отправляется в Египет, чтобы похитить мумию врача, который лечил самого Рамзеса ІІ. Дальше, как и подобает комиксу, приключения быстро обретает абсолютно фантастический характер. Наука тесно переплетается с мистикой, над Парижем летает птеродактиль, который вылупился из яйца в Музее природоведения, по центру столицы разгуливают ожившие мумии, власть хочет гильотинировать старого профессора, который овладел черной магией...
Все это привлекательно выглядит в сжатом переводе, но в глаза в первую очередь бросается большое количество штампов. Здесь вам и глуповатые полицейские, и толстые французские буржуа, и романтичный влюбленный ученый в очках, и ученый — злой гений, и, конечно же, чудовище в черном наряде. Франция начала ХХ века появляется как страна, населенная довольно беззаботными людьми, смерть здесь несерьезна и любая неприятность воспринимается большей частью как смешной случай. А впрочем, смех этот — довольно сомнителен. Шутки в «Невероятных приключениях» или многоразово употребляемые, или просто ниже пояса. Не помогают ни обильные спецэффекты, ни разнообразные трюки, ни даже раздевание Адели в одном эпизоде. Иногда, кажется, что режиссер рассчитывал на чисто подростковую аудиторию; возможно, даже так и есть, однако реклама картине делается полностью взрослая.
Что же касается остросюжетности, то летающего птеродактиля, заключенного профессора и египетских разбойников в тандеме с египетскими же мумиями явно маловато, чтобы приковывать внимание зала к экрану. Придуманные Тарди коллизии выглядят пресно и старомодно — не в смысле старомодности антуража, а плохой продуманности драматургии, которая больше подходила бы историям более наивной эпохи, лет так 1960 — 1970-х. Возможно, продолжение будет удачнее: ведь в конце фильма главная героиня садится в роскошный океанский лайнер с надписью «Титаник» на борту. Всего Тарди создал девять книг с приключениями воинственной журналистки, и в каждой истории открытый финал. Так что, возможно, видим рождение небывалой (для Старого Света, конечно) по продолжительности франшизы.
В свете этого самый интересный момент — последующая судьба Луизы Бургуен, исполнительницы роли Адель. Луиза несколько лет подряд вела телешоу, которое любил смотреть Бессон. Шоу шло каждый вечер, каждый выпуск длился лишь несколько минут, но за это время Луиза успевала неоднократно сменить грим и наряд, сыграть нескольких персонажей в самом широком диапазоне — от монахинь до известных политиков. Наконец, Бессон решил, что если молодая госпожа так умеет перевоплощаться, то нужно ей предложить роль. Луиза, по словам режиссера, оказалась не только хорошей актрисой, но и дисциплинированной и неконфликтной исполнительницей — что для Бессона, очевидно, утомленного работой с капризными звездами, едва ли не важнее, чем лицедейский талант. В свое время он открыл для мира Натали Портман и Милу Йовович. Станет ли Бургуен таким же открытием — покажет время; пока еще перспективы 29-летней актрисы выглядят слишком неопределенными, хотя свою фигуру, равно как и умение травести, она продемонстрировала удачно, обнажившись в одном эпизоде и сменив несколько масок во втором.
Конечно, «Невероятные приключения Адель» стали для Бессона очередным шагом в его полностью утопических попытках доказать, что Европа способна продуцировать кассовое, развлекательное кино не хуже, чем Голливуд, и может состязаться в прибыльности с заморскими конкурентами. Кажется, все же новый фильм вряд ли вытеснит американские блокбастеры из первых рядов воскресного бокс-офиса. Лучшие режиссерские годы Бессона, к сожалению, остались далеко позади. Но побороться с тем призрачным Голиафом-Голливудом он еще попробует неоднократно.
Выпуск газеты №:
№131, (2010)Section
День Украины