Перейти к основному содержанию

Битва за «Арсенал»

Будущее Музея современного искусства в Киеве остается неопределенным
04 марта, 21:44

Чем дальше, тем с большей уверенностью можно сказать, что революция — по закону сохранения энергия — не затихла и не исчезла. Она просто перекинулась в иное пространство — из политики — в культуру. Теперь, к громким скандалам вокруг Национальной киностудии имени Довженко (см. «День» от 26 февраля и 1 марта) и участию Украины в Венецианской биеннале («День», 4 марта) добавился еще один — «арсенальный».

Цена вопроса здесь — 20 млн. долларов. Именно столько намерен вложить депутат и зять экс-президента Виктор Пинчук в обустройство Музея современного искусства в брошенных зданиях, когда-то составлявших единый комплекс с заводом «Арсенал». Однако, очевидно, в реализации замысла возникли проблемы. Собственно, по этому поводу и состоялась позавчера пресс-конференция в Доме кинемаотграфистов. Вел ее Дмитрий Логвин — директор благотворительного фонда Виктора Пинчука «Сучасне мистецтво України» и куратор предполагаемой музейной коллекции Александр Соловьев. Кроме того, присутствовали разнокалиберные художники-постмодернисты, чьи работы, очевидно, и должны составить коллекцию — Арсен Савадов, Юрий Соломко, Александр Гнилицкий, Олег Кулик и т. п. Посреди пресс-конференции возник и сам Пинчук.

Суть того, что говорили поборники современного искусства, сводилась к следующему. Еще в 2003 году был проведен инвестиционный конкурс на лучший проект Музея совриска (в подтверждение г-н Логвин продемонстрировал ксерокопию страницы из газеты «Культура і життя», где объявление, по его словам, было напечатано не слишком крупным шрифтом). Единственным участником, а, соответственно. и победителем конкурса стал Фонд Пинчука. Речь не идет об аренде или приватизации здания, которое к тому же уже передано на баланс Министерства культуры — но лишь о создании там музея ради славы страны. Фонд уже провел две обширных выставки, в том числе одну — непосредственно в «Арсенале». А для коллекции приобретено более 200 работ, в том числе и в России. Сейчас же идет подготовка к третьей выставке, посвященной медиа-практикам в нынешнем искусстве (иными словами, применению художниками видео, фотоаппарата и компьютера). Однако на сегодня устроителей выставки в «Арсенал» не пускают, реализация проекта приостановлена (как известно, в том же помещении новые власти хотят сделать что- то вроде нашего Эрмитажа, где сосредоточат искусство вообще, не только современное). А работы для третьей выставки уже частично готовы, а время уходит, а Министерство культуры на письма не отвечает, очевидно, ввиду занятости. Сам Пинчук подчеркнул, что не понимает, почему не выполняются условия выигранного им конкурса. Все обвинения в том, что конкурс проходил с нарушениями, а отбор работ в коллекцию — недостаточно прозрачен, представители Фонда отвергают и продолжают быть «открыты для диалога». Еще одну деталь добавил Пинчук — он также готов содействовать участию Украины в биеннале, причем проектом будет как раз презентация Музея в «Арсенале», а помещение для национальной экспозиции предполагается арендовать в самом сердце исторической части Венеции, на площади Сан-Марко (!) Одним словом, планов громадье.

Судить дела и намерения, особенно в горячей, конфликтной фазе — задача очень и очень неблагодарная. Ни к чему гадать, зачем Виктору Михайловичу, человеку глубоко прагматичному и искушенному, в столь сложный период своей жизни понадобилось вдруг к войне вокруг «Криворожстали» и прочим неприятностям добавлять еще и музейную тягомотину. Если у Фонда действительно именно такие планы, выдающиеся по своему бескорыстию и патриотизму — что ж, честь и хвала. Возникает даже мысль — а не худо было б совместить «Арсенал» Пинчука и «Эрмитаж» Билозир-Ющенко. Однако тут, похоже, речь идет о сразу нескольких уровнях несовместимости. Не только политической, но и художественной, и даже мировоззренческой. Судя по фамилиям художников, которые должны заполнить своими инсталляциями гулкие залы на Печерске — это все очень знакомые лица. Это — те, кого когда-то принято было называть концептуалистами, постмодернистами и даже «Парижской коммуной» — принадлежащие к определенному направлению, к четко обозначенной школе. В этой среде больше ценится не произведение, но жест, на него указывающий, не столько работа, сколько эффектное шоу по поводу и вокруг работы. Потому кисть и холст здесь основательно потеснены фотоаппаратом, видеомонтажом, различными «рисовальными» программами на компьютере, а живописное качество полотна подменено броским сюжетом. Спору нет — когда-то и на Западе это было чрезвычайно модным. Но уже довольно давно, на той же биеннале, и прочих арт-ярмарках калибром помельче, мигающие мониторы и спародированные рекламные плакаты стали общим и изрядно поднадоевшим местом.

Нет, конечно, никакая технология не может быть дурна сама по себе, главное — насколько талантливо ее применяют. Но, как представляется, устроители музея сознательно отсекают весьма значительную — и далеко не худшую — часть художественной реальности Украины. И такая однобокость мышления — памятная нам по действиям ушедшего режима, — мешает в том числе состояться по-настоящему полнокровному музею действительно всего современного украинского (и не только украинского) искусства. И кто здесь грешен больше — новая власть или «старый» Фонд — будет, думается, ясно очень скоро.

P. S. Министр культуры Украины Оксана Билозир на своем брифинге во вторник, отвечая на вопрос «Дня» сказала: «Последним распоряжением Кабинета Министров проектная документация по развитию «Мистецького Арсеналу» предоставлена Киевской городской администрации. На это будут выделены деньги. Весь пакет по выделению и распределению помещений и обозначению их функций будет в распоряжении рабочей группы, которая будет создана совместно с Министерством культуры и Киевской городской администрацией».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать