«Бизнес готов выйти на второй «налоговый» майдан»
...Если власть не учтет замечания к законопроекту «О внутренней торговле»...Вчера бизнес и власть на открытом заседании Координационного совета по вопросам развития малого и среднего предпринимательства обсудили новую модель работы внутренней торговли. Это уже второй раз они собираются вместе, чтобы прийти к общему знаменателю. Аргументы у каждого свои. Власть уверяет: предложенный правительством законопроект «О внутренней торговле» поможет навести порядок на рынках и в интернет-торговле. Бизнес же утверждает: заложенные в документе подходы к порядку не приведут, а вот монополизации рынка торговли и вытеснения мелких предпринимателей — не избежать.
Замечаний к проекту у предпринимателей несколько.
Во-первых, рассказывает «Дню» председатель ассоциации «Союз защиты предпринимателей» Сергей Доротич, предложенный документ путает бизнес неопределенными понятиями и несовершенством отдельных норм, противоречащих Налоговому кодексу Украины. Следовательно, этот «набор» дает возможности контролирующим органам на свое усмотрение трактовать закон и как следствие — штрафовать бизнес.
Во-вторых, в законопроекте четко прослеживаются преференции для крупных торговых сетей за счет притеснений более мелких игроков. Так, рассказывает Доротич, статья 11 законопроекта обязывает рынки пользоваться в своей деятельности типичными договорами. И параллельно, кроме договора аренды торгового места, должны быть договоры о предоставлении сопутствующих услуг.
«На данный момент предприниматель платит рыночный сбор, куда включены все расходы (за отопление, электроэнергию, уборку, вывоз мусора)», — детализирует действующий порядок на рынке в разговоре с «Днем» предприниматель, активист Ассамблеи общественных организаций малого и среднего бизнеса Украины Эдуард Курганский. Он рассказывает, что по новому порядку, каждый торговец должен заключить еще и соглашения отдельно с каждой организацией, предоставляющей эти услуги на рынках. «Предприниматель будет фактически заключать соглашения, а не торговать», — добавляет Курганский. В то же время подобная норма не распространяется на торговые сети, которые также сдают торговые места.
Также вводятся дополнительные ограничения и преграды на обычных хозяйственных рынках для простых производителей сельхозпродукции: они уже не смогут свободно продавать свои товары. Доротич говорит, что договор об аренде торгового места, по новому порядку, нужно согласовывать с органами местного самоуправления. «Почему частный предприниматель должен согласовывать свои внутренние договоры с органом местного самоуправления? Я не понимаю. Как не понимаю, зачем нужна «третья сторона» для работы частного бизнеса в рыночных условиях», — резюмирует предприниматель.
В-третьих, нерешенным остается и вопрос МАФов. Статьей 13 пункта 3 законопроекта устанавливается обязательное требование о размещении торговых помещений на землях исключительно на основании договора аренды. «В Киеве лишь около 10% МАФов находится на земельных участках, обусловленных договором аренды. И это не вина частного бизнеса, а — власти, которая создала сначала коррупционную схему выдачи ордеров (на размещение МАФов), а теперь придумала паевой взнос», — говорит Доротич. Власть сама не хочет предоставлять в аренду землю, констатирует он, потому что с таким документом можно апеллировать в суде, а значит — «доить» предпринимателя не удастся.
По его оценкам, в случае принятия нынешнего варианта законопроекта «О внутренней торговле» возникнут основания для снесения 90% (12-15 тысяч) МАФов в столице, то есть 50 тысяч работников окажутся на улице. И подобная ситуация будет во многих регионах, потому что процедура выделения в аренду земли под магазинчики очень сложная и коррупционная», — добавляет он. Поэтому, по мнению председателя ассоциации «Союз защиты предпринимателей», следует сначала упростить порядок получения аренды земли под МАФы.
В компромиссе, по мнению Доротича, нуждается и пункт о том, что каждая торговая точка должна продавать товары в наличной и безналичный форме. Как это сделать, например, в селе, где и интернета часто нет, или на рынке, где торгует сегодня одна бабка, а завтра — другая. «Хотя, — говорит он, — к этому нужно стремиться в перспективе». А теперь для внедрения всех этих новаций нужно отвести переходное время.
Предприниматель Курганский добавляет: в нынешнем виде правительственная инициатива уничтожит и подпоры развития интернет-торговли. «Сейчас низкие цены на товары в интернете достигаются в большей степени благодаря тому, что отсутствуют стационарные помещения и большой штат работников. Но правительственным документом онлайн-магазины хотят заставить иметь собственное или арендовать офисное помещение», — говорит он. Нынешнее же законодательство позволяет работать таким субъектам по месту своей регистрации.
Кроме того, этим законом наносится сокрушительный удар не только по мелкому бизнесу, но и по производителям продуктов. Как объяснил Доротич, в законопроекте имеется пункт, по которому торговые сети получают право не рассчитываться с производителем в случае возникновения мелких нарушений в процессе доставки продукции. «Например, если в партии молока, доставленного в сеть, нет одной бутылки — это основание не платить производителю деньги и возможность избежать штрафных санкций. Представляете, какой удар по товаропроизводителям может быть нанесен? И это называется поддержка национального товаропроизводителя», — резюмирует он.
Итак, закон не совершенен, и принимать его в таком виде не стоит, говорят предприниматели. К тому же, вопросы торговли регулируются Хозяйственным кодексом, поэтому если и вносить изменения в работу рынков, то именно в кодекс, говорят они. Почему же порядок «торговать по-новому» пытаются прописать в отдельном законе — у бизнеса свое объяснение. В тексте закона, говорит Доротич, прослеживается тенденция игнорирования прав мелкого бизнеса и предоставления существенных преференций крупным торговым сетям. Похоже на то, говорит он, что происходит перераспределение рынка. «Данный закон создает основания для монополизации рынка торговли», — говорит «Дню» Доротич.
К чему это приведет?
Курганский объясняет, что стоит ожидать роста «откатов» и повышения розничных цен, чтобы компенсировать дополнительные расходы бизнеса. «И главной организацией, которая их будет собирать, будет не налоговая инспекция, а управление защиты прав потребителей. Согласно этому законопроекту, они наделяются очень большими полномочиями. Они будут иметь возможность проверять не только складское и торговое помещение, но и квартиру, по адресу которой зарегистрирован бизнес», — добавляет он.
«Если к нам не прислушаются, то бизнес готов выйти на второй «налоговый» майдан», — подытожил Доротич.
Когда верстался номер, стало известно, что встреча между предпринимателями и чиновниками состоялась. По словам Курганского в зале царила довольно агрессивная атмосфера. В итоге, представители бизнеса приняли резолюцию с требованием к премьер-министра Николая Азарова не допустить законопроект к рассмотрению в Верховной Раде.
Выпуск газеты №:
№33, (2013)Section
День Украины