Большой бизнес уже готов помогать культуре. Слово за государством

В понедельник в обстановке отнюдь не официальной, а скорее домашней, правда, не лишенной торжественности, произошло знаменательное событие. Банк «Аваль» стал генеральным спонсором Национального академического драматического театра им. И. Франко. О чем и был подписан соответствующий документ. По этому поводу в «Аваль» на встречу с руководством банка приехали актеры во главе с Сергеем Данченко и Михаилом Захаревичем, генеральным директором театра. Обменивались комплиментами и теплыми словами, что воспринималось вполне органично. Как и должно быть между добрыми партнерами. Ведь речь действительно идет не о разовой помощи или имиджевой акции, а о долговременном партнерстве.
Например, банк обязуется ежеквартально выделять средства для обновления репертуара театра на основании спонсорской помощи. Президент «Аваля» Федор Шпиг эту формулировку конкретизировал: сто тысяч гривен ежегодно. Это, во- первых, немало, а, во-вторых, крайне актуально для франковцев. Ведь у них, как минимум, пять премьер ежегодно и каждый раз, признался Сергей Данченко, «мы выкручиваемся как можем». Ведь ни государственных дотаций, ни заработанных (вернее — тех, что не съели налоги) театром денег собственно на постановки не хватает. К тому же в рамках сотрудничества «Аваль» будет участвовать в инвестировании культурных программ театра. Планирует установить три именные стипендии ветеранам театра. «Кому именно — вы должны решить сами», — сказал президент банка. И наконец, еще одна приятная для франковцев да и всех киевских театралов перспектива. С помощью банка 12-летнее строительство малой сцены театра, похоже, все-таки завершится. Федор Шпиг поделился еще одной идеей: открыть при театре ресторан, который бы стал чем-то вроде культурного клуба. Главное, в один голос и разве что не стуча по дереву, повторяли Сергей Данченко, Богдан Бенюк и другие участники встречи, чтобы все эти планы стали реальностью.
Впрочем, и это также признавали франковцы, у них нет оснований для сомнений. Во- первых, с «Авалем» они дружат не первый день и эта дружба вполне действенная. Во-вторых, к благотворительности банк подходит с хозяйской основательностью и последовательностью. Например, решили вместе с банком «Эталон» каждый год устанавливать памятник известным литературным героям и появились на киевских улицах бронзовые Паниковский, Проня Прокоповна и Голохвастов. Если взялись помогать мужскому квартету «Явір», то и делают это уже шестой год. Подобных примеров немало. Так что сотрудничество банка и франковцев по всему выходит — всерьез и надолго. И это хорошо. Плохо, что «Аваль» первый и единственный, кто на подобный шаг пошел.
Впрочем, я бы не стала торопиться и обвинять отечественных предпринимателей в несознательности, непатриотичности и равнодушии к судьбе украинской культуры. В том-то и дело, что желающие вкладывать деньги в Национальную оперу, например, или телеканал «Культура», есть. Но, признается Богдан Ступка, который на встрече присутствовал как лицо дважды заинтересованное, будучи не только министром культуры и искусств, но и актером Театра им. И. Франко, они ждут. Ждут, когда будут приняты законы о гастрольной деятельности, о неприбыльных организациях, о меценатстве и о культуре. Иначе говоря, когда благие намерения предпринимателей будут подкреплены законодательно и поддержаны государством, что делается во всем цивилизованном мире, к коему мы так хотели бы себя причислять. Кстати, в том же мире государство помогает единицам и культура существует в основном за счет частного капитала. У нас, убежден Богдан Ступка, иного пути тоже нет. Так, может, не надо его искусственно загораживать.
Выпуск газеты №:
№174, (2000)Section
День Украины