Будни в праздники
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20000613/4104-2-2_0.jpg)
Несомненно, культурным событием номер один этого уик-энда был Пятый международный арт-фестиваль. С этим арт-фестом все как в той сказке о девочке Алисе, забредшей в Страну, где корни вещей тесно переплетены с корнями слов: «Жить-то он жил, а вот быть-то его не было». То есть арт-фест, конечно, состоялся, но «событием» его назвать можно с большой натяжкой — скорее большое отчетное мероприятие украинских художников с привлечением сил армянских и грузинских коллег. Знаковой иллюстрацией Пятому арт-фесту могла бы послужить концепция одного из проектов, на нем показанных, а именно — «Видеотопа» Александра Соловьева. По замыслу куратора, проект представляет 20 лучших видео-инсталляций, снятых в Украине. Задачу отбора упрощало то, что видео-арт — жанр достаточно молодой, а в украинском варианте и вовсе едва достигший пионерского возраста (отсчет обычно ведут с начала 90 – х). В «Видеотопе», действительно, были представлены работы интересные и запоминающиеся, хотя бы тем, что и прекрасные «Телевизионные новости» Василия Цаголова (1998), и «Art in space» Подольчака — Дюрича (1991), и «Кривые зеркала» Гнилицкого — Мамсикова — Филоненко видены неоднократно на разнообразных акциях современного искусства и фестивалях видео-арта. Шалил наш пионер, резвился, тужился, выдавая остроты, и вдруг сел по- стариковски на лавочку и задумался о смысле жизни: «Дети, какое блаженство — пенсия». Собственно, и весь пятый арт-фест — это сигнал не то чтобы остановки в пути, а, кажется, уже основательного привала.
Наглядным символом состояния современного искусства (не в узком терминологическом смысле) могла бы послужить и эффектная инсталляция «Проект 373» Вышеславского — Сидоренко — Якунина прямо в центре холла — застывший маятник (булыжник, подвешенный на веревке, протянувшейся прямо из поднебесья Украинского дома) над песочной кучей. Верхушка кучи давно сбита, вокруг уныло разбросанный песочек («Искусство в массы засеяно!») — маятник свое дело сделал и остановился. Удастся ли его раскачать, покажет следующий арт-фест.
Если вы услышите, что на арт- фесте нечего было посмотреть, то не верьте. Конечно же, «деды», регулярно посещавшие все арт- фесты с первого по пятый, будут вам настойчиво вещать, что никакой это не фест, что вот раньше были фесты (и обязательно вспомнят первый) не чета нынешнему. Знающие люди, безусловно, правы: первый арт-фест был действительно крут (да и времена-то были крутые), но посмотреть было что и на пятом. Просто время, когда камни щедро разбрасывали (и казалось, несть им конца), сменило время их тщательного сбора. Пятый представил массу проектов самых разнообразных, из которых, лично на мой, очень субъективный, взгляд, самым удачным показался «Музей современного искусства» (уголок живописных «драгоценностей» — от Зверинского и Гавриленко до Сильваши, Гейко, Криволапа, Кривенко). Забавно выглядели проект «Экология души», в которой самой привлекательной была, конечно же, не бедная мыслью хиппстерская палатка «Дайте миру шанс!», а серия фотографий советской символики на архитектурных сооружениях — от правительственных зданий до детсадов и ферм, и остроумная серия Оксаны Кирпенко «Обман зрения, или Для мебели» (картины — нарисованные элементы взлелеянного в мечтах шикарного интерьера); откровенно порадовала серия Юлии Лазаревской «Меандр», которую зрителям представляли знаменитые бледные куклы художницы.
Нет, что посмотреть, конечно же, было, но важно другое: многое из представленного на арт-фесте мы уже видели в галереях и на выставках, а кое-что даже и на прошлом арт-фесте. Хотели праздника искусства, а получилось как всегда — трудовые будни.
Выпуск газеты №:
№104, (2000)Section
День Украины