Перейти к основному содержанию

Бутафорские страхи

На экранах Украины появился фильм «Паранормальное явление-2»
15 ноября, 20:17

Невзирая на отнюдь не безоблачную жизнь, массовый зритель продолжает испытывать иррациональное влечения ко всякого рода киноужасам. Вот и сейчас на экраны вышел один из наиболее разрекламированных фильмов — «Паранормальное явление-2». При этом слово подтверждается делом: на прошлой неделе картина делила первые позиции по прибыльности в международном прокате с очередной «Пилой».

Фильм хочется переименовать в «Проект «Демон из Карлсбада», по аналогии с нашумевшим малобюджетном триллере «Проект «Ведьма из Блэр»; ведь здесь опять царит старательная стилизация под документальное кино начиная со вступительного титра: «Студия «Парамаунт» выражает благодарность семьям погибших и полиции Карлсбада». Кстати, подобные фильмы не внове для студии: на «Парамаунте» в 2008 был выпущен триллер с элементами фильма катастроф «Монстро», стилизованный под съемки ручной камерой. Напомним, 42-й режиссер Тод Уильямс доселе был независимым фильмо-рейкером, автором психологических драм об отношениях внутри семейных пар. Сиквел «Активности» (первая вышла в 2007 году) для него — старт в мире коммерческих жанров. Судя по сборам — начало финансово удачное; но как обстоят дела с собственно кинем тографической стороной? Вильямс придерживается документалистского стиля со старательностью неофита. Общие планы — с камер наблюдения. Крупные — с ручной камеры, на которую члены семьи Рей снимают все происходящее с ними. Поначалу наблюдаются странности, которую обитатели дома списывают на сугубо бытовые причины. Что-то падает, некоторые предметы оказываются не на тех местах, двери некстати закрываются и открываются, тревожится собака, плачет ребенок. Но ничего экстраординарного. Опасная активность как таковая начинается в последние полчаса.

Главное в триллере — не количество пролитой бутафорской краски, а атмосфера напряжения и страха. Вот с этим у Вильямса проблемы. Пугающие моменты он пытается строить на контрасте статичных, безмолвных записей камер наблюдения и внезапных взрывов звука и движения. Старый набор инструментов; именно из-за частоты применения, а также из-за недостаточно выразительной работы актеров все это не бьет по нервам с задуманной силой.

Как представляется, недочеты фильма произрастают из упрямого стремления продюсеров следовать своей мечте о малобюджетном триллере, приносящем громадные прибыли при минимальных вложениях: «Ведьма из Блэр» при бюджете чуть более 20 000 принесла более 200 миллионов; первая «Паранормальное явление», снятая в том же стиле, стоила ее авторам предположительно 11 000, а заработала 100 миллионов (а вот бюджет картины Вильямса — уже чуть менее 3 миллионов). И, хотя студии-дистрибьюторы каждый раз вкладывали в доработку фильмов сотни тысяч долларов, контраст все равно впечатляющий. В том-то и дело: освежающий импульс, когда-то привнесенный в жанр нарочитой документализацией, исчерпался; речь уже только о цифрах доходов, а не о разработке действительно новых и оригинальных приемов. Кому-то нравится, когда его пугают именно так, кто-то идет из-за хорошо сделанной рекламы (а пиарщики второй «Активности» поработали на славу, одна история с запретом рекламного ролика фильма чего стоит) — и пока что народа в зале немало. Но сам жанр триллера, похоже, приближается к серьезному внутреннему кризису, и, вполне вероятно, искусство утонченного страха вскоре будет вытеснено с экрана разного рода «Пилами» и прочей смесью мясорубки с бытовой чертовщиной.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать