Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Бюджетные торги оплатят налогоплательщики

05 января, 00:00

Первого января 2002 года вступил в силу подписанный Президентом Леонидом Кучмой Закон «О Государственном бюджете Украины на 2002 год». Прогнозы скептиков не оправдались: длительные бюджетные переговоры парламентариев с правительством увенчались успехом, «экономическую Конституцию» граждане нашей страны получили к 31 декабря, а удовлетворенный «своевременным положительным результатом» голосования бюджета в третьем чтении (20 декабря) спикер Верховной Рады Иван Плющ получил возможность встретить Новый год «со спокойной совестью».

В то время, как политические результаты бюджетных схваток, похоже, становятся реальностью (например, замена министра финансов), вопрос, удастся ли выдержать договоренные правительством и Верховной Радой экономические параметры бюджета-02 остается открытым. «Бюджет 2002 года должен отвечать реальной ситуации, которая складывается сегодня в нашем государстве, и, главное, реальным возможностям нашей экономики», — такое пожелание, по словам заместителя начальника управления информации и связей с общественностью Администрации Президента Андрея Чирвы, адресовал Леонид Кучма в официальном письме И. Плющу. Как передало агентство Интерфакс-Украина, в письме, также, отмечается, что «недостатки и противоречия, которые содержит основной финансовый документ, будут осложнять процесс его выполнения, негативно влиять на решение текущих и стратегических социально-экономических заданий». Президент выразил надежду, что Верховная Рада с пониманием отнесется к поднятым проблемам и, несмотря на начавшуюся предвыборную кампанию, в ближайшее время вернется к рассмотрению в неотложном порядке предложений правительства относительно обеспечения макроэкономической стабилизации, расширения налоговой базы и поиска дополнительных путей для обеспечения стабильного роста экономики.

Что и говорить, пожелания весьма актуальны. Напомним, что принятый на основе старого налогового законодательства бюджет-02 содержит серьезный финансовый дефицит: общие расходы (49,643 млрд. грн.) превышают доходы (45,365 млрд. грн.) на 4,278 млрд. В ходе постатейного голосования в третьем чтении народные депутаты «изъяли» из бюджета существенно ограничивающую льготы населению сорок восьмую статью, увеличив тем самым расходную часть бюджета. Нет ясности и с макроэкономическими показателями: «ожидаемый экономический кризис может снизить темпы роста ВВП Украины в следующем году до 3% (в два раза меньше прогнозируемых Кабмином. — Авт. )», — сказал «Дню» экономист Международного центра перспективных исследований Алексей Бакун. Первые ласточки этого — антидемпинговые расследования и торговые санкции со стороны США — уже представляют более, чем реальную угрозу экономике Украины.

Достаточно скептически оценивают эксперты и возможность поступления в доходную часть бюджета 1 млрд. 130 млн. грн., найденных Кабмином за неделю (после первого провала второго чтения). Кстати сам И. Митюков только десятую часть этой суммы назвал «реальной». Более вероятной представляется возможность пополнения бюджета за счет принятого перед окончательным голосованием «экономической Конституции» Закона «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» (согласно документу, облегчающие налоговое бремя патенты теперь смогут получить только субъекты хозяйствования, объем реализации товаров, работ, услуг которых не превышает 1 млн. грн. в год). Не секрет, также, что положительному голосованию бюджета-02 предшествовали изъятие из него статьи о возмещении НДС налогоплательщикам, а также принятие закона об отмене льгот предприятий с иностранными инвестициями (плюс 1 млрд. 30 млн. грн. в доходную часть). Впрочем, ясное дело, только этими законами ситуации не исправить.

Словом, опасения И. Митюкова о возможной «дестабилизации бюджетного процесса на стадии его исполнения» не лишены оснований. «Правительству предстоит серьезная работа по поиску выхода из сложившейся ситуации», — отметил после принятия бюджета тогда еще министр финансов. Подобные сомнения, вполне понятно, вызывают беспокойство украинских предпринимателей — главных «пополнителей» бюджета (если не считать приватизационный НЗ, поступления от которого правительству удалось не включить в доходную часть напрямую). Обещания ввести в нашей стране щадящий и прозрачный режим налогообложения, кажется, так и останутся обещаниями как минимум год. Во всяком случае, об этом красноречиво свидетельствуют неутверждение в третьем чтении Налогового кодекса и уверения ГНАУ, что снижение налоговых ставок может не быть компенсировано расширением базы налогоплательщиков. В этой связи следует отметить, что в году нынешнем обязательный к выполнению с 1 апреля 2001 года закон о порядке реструктуризации задолженностей предприятий перед бюджетом и государственными целевыми фондами в 2002 году заработает в полную силу и, что кажется невероятным, значительно расширит полномочия налоговой службы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать