Цепная реакция свободы
Евген ГРИЦЯК: «Евромайдан уже изменил страну»
Сегодня, во время массового мирного протеста, украинцам как никогда важна позиция и опыт своих моральных авторитетов и высоких интеллектуалов. Чем завершится Евромайдан, как избежать крови и не «распылит» ли оппозиция неистовую энергию протеста? Об этом мы разговаривали с автором и экспертом «Дня», лидером Норильского восстания, которое произошло в лагерях ГУЛАГа в 1953 году, Евгением Степановичем ГРИЦЯКОМ. Его опыт безоружного противостояния диктатуре, которое в результате превратилось в демонтаж ГУЛАГа и возникновение диссидентства, и сегодня вдохновляет участников акции протеста на Майдане.
— Евромайдан сегодня напоминает мне наше восстание в Норильске. Вспоминаю, как в Караганде мне предложили возглавить общегулаговскую забастовку. Тогда я сказал, что сразу это сделать нельзя и предложил организовать забастовку в одной конкретной зоне. Хотел показать, что можно противодействовать мирно, без оружия. Размышлял с таким расчетом, что потом пойдет цепная реакция... К счастью, так и случилось. По всем лагерям Советского Союза начали бастовать. Сначала Норильск, потом Воркута, за ними Кенгир. Мне чрезвычайно приятно, что эта цепь свободы уже дошла до Киева. Наконец-то! Сегодняшний Евромайдан — это тот же ненасильственный метод давления — метод гражданского неповиновения. Поверьте мне — эту силу никакая диктатура преодолеть не сможет. Никогда. Я знаю. Очень рад, что люди вышли, что люди стоят, что люди верят. То, что «беркутовцы» сделали со студентами — зверство. Своего рода провокация против своего же народа. Провокация к физической мести. Это — вершина преступности и наглости. Спецподразделение милиции «Беркут» давно нужно распустить.
— Что посоветуете сейчас украинцам, которые вышли на Евромайдан?
— Терпения. Морально я сейчас там, с теми студентами и молодыми людьми. Знаете, как-то газета «День» написала, что я, мол, всех политиков меряю по лекалам Ганди. Это правда! У Ганди была страшная судьба, но он не сдавался. Он шел к мирной победе. Так нужно и нам. Держаться, но делать это достойно. Не поддаваться ни на какие провокации, в том числе от силовиков.
— Оппозиция выдвинула ряд требований к власти, в частности роспуск правительства, президентские и парламентские перевыборы.
— Скажу нашей оппозиции: сразу ничего не бывает. Нужно действовать постепенно. Реально оценивать свои силы. Силу народа мы увидели, что теперь покажут оппозиционные лидеры? Прежде всего им нужно требовать от власти того, что они способны осилить, чего способны достичь. Для начала объявить план-минимум. И захотеть его реализовать. Там, где они чувствуют, что сил кардинально изменить ситуацию нет, честно об этом сказать. Не нужно требовать сразу и все, ведь, когда этого не удастся достичь, они продемонстрируют свою слабость. Нужно обдуманно идти к цели. Нашим оппозиционным политикам нужно научиться играть в шахматы, а для этого — предвидеть ход противника на несколько шагов вперед. Если политик не может оценить реальные последствия, исходя из его действий, он проигрывает. Контрудар может быть невероятно сильным.
Я верю, что Майдан приведет к позитивным сдвигам. Более того — знаю, что Евромайдан уже изменил страну. Такие усилия энергии целой нации, поверьте, бесследно не исчезают.
Выпуск газеты №:
№224, (2013)Section
День Украины