Чеховская элегия от Туминаса
О разбитых иллюзиях и несбывшихся надеждах![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20100531/492-2-1.jpg)
2 и 3 июня на сцене Театра им. И. Франко пройдут гастроли московского Театра им. Е. Вахтангова, организованные продюсерской компанией ArtHouse. Киевляне увидят один из самых резонансных спектаклей — «Дядя Ваня», поставленный к 150-летию А.П. Чехова и признанный лучшей премьерой сезона.
Это очень умный, тонкий, нервный и чувственный спектакль. Он — ясный и человеческий и в то же время оригинальный и личный. Кстати, все, придуманное художественным руководителем театра Римасом Туминасом, есть в тексте пьесы — просто режиссер сумел внимательно прочитать классика. Туминас наполнил свою сценическую историю болью, почти отчаянием и вернул ей прелестную чеховскую иронию, и известные чеховские слова зазвучали по-другому — неожиданно.
Сергей Маковецкий сыграл в нем одну из лучших своих ролей — Войницкого (в чаплиновской эмоциональной эстетике, но по-своему), наивного человека, похожего на состарившегося ребенка, странным образом миновавшего период взросления и возмужания... Бесконечно доброго, несмотря на все эскапады в адрес Серебрякова (Владимир Симонов). Постоянно попадающего в смешные и нелепые ситуации, смущаясь и улыбаясь в ответ. Не умеющего повысить голос, не слишком способного к бунту, разве что успевшего понять, что «жизнь пропала»...
В спектакле несколько актерских триумфов. Владимир Симонов, играющий профессора Серебрякова, — красавец, денди, совсем не старик, женившийся на молодой, а энергичный мужчина, капризный, выдумывающий несуществующие недуги, провокатор и шантажист... Неотразима стильная эмансипэ Войницкая — Людмила Максакова. Она запоминается накрепко своей удивительной пародией на женщину-вамп. А Владимир Вдовиченков — центр мужской силы спектакля. Темперамент, страсть, стать — все это есть в его Астрове — большом и нежном, грубоватом и одиноком — уездном «мачо» с нерастраченными чувствами и усталой душой. Няньку Марину играет старейшина театра — Галина Коновалова, которой...за 90! В этой роли актриса скачет, хохочет и глядит живыми блестящими глазами на проходящих мимо мужиков... А Елена Андреевна в исполнении Анны Дубровской — прекрасная хищница. Режиссер Туминас придумал совсем неожиданную Элен, завораживающую зрителя своей статью и русалочьим взглядом.
Сцены из деревенской жизни в двух действиях сопровождает музыка Фаустаса Латенаса. Она звучит то фоном, то создавая ощущение механического оперного театра. Этот «ключ» многое объясняет: благодаря музыке и откровенной, «итальянской» игре прямо на зал, мы слышим чеховский текст не как привычную ажурную вязь «подтекстов и настроений», а как идеальную «оперу» — систему виртуозно отлаженных арий и дуэтов, хоров и увертюр.
Выпуск газеты №:
№92, (2010)Section
День Украины