Свобода не может быть частичной.
Нельсон Мандела, южноафриканский государственный и политический деятель

Человек из «золотого фонда»

Сегодня режиссер Сергей Смеян отмечает 80-летие
8 июня, 2005 - 21:07
СЕРГЕЙ СМЕЯН

Народному артисту Украины, лауреату Национальной премии Украины имени Т. Шевченко, режиссеру Киевского академического театра оперетты Сергею Константиновичу Смеяну в мае 2005 года исполнилось 80 лет. А сегодня по этому поводу в театре — большой праздничный вечер.

За 60 лет творческой деятельности ему довелось работать в театрах Днепропетровска, Полтавы, Запорожья, Крыма, Киева, Львова. С 1970 по 1978 годы он возглавлял киевский Театр имени И. Франко, а с 1981 года и по сей день режиссерская судьба его связана с Киевским академическим театром оперетты. Смеян — именно тот самый редкий случай, когда режиссер, не имея музыкального образования, блестяще ставит музыкальные спектакли. Видимо, чувствовать музыку, ее дыхание, ритм, внутреннюю суть — это дается от Бога.

Светлая, наполненная дыханием любви «Голландочка» — ранняя оперетта Имре Кальмана, чудесная история про приключения принцессы. Эффектная, многоплановая «Сильва», праздничная, нарядная «Марица», легкая и изящная «Баядера». Но все эти спектакли объединяет то, что в них присутствует атмосфера. Зритель погружается в нее, как в плазму, и сливается с тем, что происходит на сцене. А это дорогого стоит!

«Севастопольский вальс» К. Листова — это гимн Великой Отечественной войне, низкий поклон режиссера фронтовикам и дань памяти своей военной юности, когда он подростком работал на авиационном заводе в Куйбышеве. На этом спектакле равнодушных в зале не бывает. Да, кто-то с иронией может заметить: «Ох уж эта совдепия». Но что поделаешь — историю ведь не перепишешь. И другой спектакль Смеяна — «Такое еврейское счастье» по повести А.Каневского — снова и снова это повторяет и напоминает: это было и не должно забываться!

Спектакли у Сергея Константиновича, как видите, по жанру и тематике все очень разные — и оперетты Имре Кальмана и Иоганна Штрауса, и музыкальная комедия «Майская ночь» М. Лысенко, и мюзикл «Американская комедия» М. Самойлова. «Майская ночь», например, сделана в сказочно-комедийном стиле, где переплетаются любовь, шутки, мистика, гротеск. И все это сделано с национальным колоритом, в лучших традициях украинского наследия. А «Американская комедия» — глубоко драматичный и добрый спектакль, в котором старенькая бабушка Памела (народная артистка Украины Т. Тимошко-Горюшко) хочет спасти весь мир от лжи и подлости. И зрители в зале, стесняясь своей сентиментальности, смахивают слезы с ресниц.

Имя С. К. Смеяна — это уже легенда в истории украинского театра. Его спектакли, сделанные с таким вкусом и профессионализмом, воистину уже стали золотым фондом театрального наследия.

Оксана ДЕНЯКОВА
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

comments powered by HyperComments