Человек свободного духа
К 90-й годовщине со дня рождения Евгена СверстюкаНечего и говорить о какой-то независимости и демократии в государстве, в котором мало (или критически не хватает) внутренне свободных людей, всегда готовых идти против течения, публично бросить вызов господствующим стереотипам, толпе, которая готова вопить: «распни его», и вообще господствующему несправедливому репрессивному режиму. Евген Александрович Сверстюк, выдающийся украинский правозащитник, политзаключенный советского режима, философ, поэт, мыслитель, литературный критик, общественный деятель, 90 лет со дня рождения которого мы сегодня должны отмечать (именно 90 лет: по свидетельству другого диссидента, Василя Овсиенко, отец записал малого Евгена не 1927-м, а 1928 годом; думается, этому свидетельству можно доверять) — был именно таким человеком.
Вряд ли есть смысл пересказывать этапы биографии Евгена Сверстюка — от студента филфака Львовского госуниверситета, аспиранта НИИ психологии Минобразования Украины, заведующего отделом прозы журнала «Вітчизна» — до участия в «Самиздате» в знак протеста против арестов и незаконных судов над украинской интеллигенцией, до приговора на семь лет лагерей «за антисоветскую агитацию и пропаганду» (в лагерях 15 суток просидел с уголовниками, они на прощание подарили ему икону), до близкого знакомства с Чорновилом, Стусом, Лукьяненко, до общего признания как одного из лидеров украинского диссидентского движения. Он был настоящим моральным авторитетом, которых так мало в Украине — и остался им до смерти в декабре 2014 года.
Евген Александрович оставил нам не только удивительный пример того, как может жить свободный человек, не только десятки замечательных книг («Блудні сини України», «Собор у риштуванні», «Гоголь та українська ніч», «Світлі голоси життя», «Шевченко поза часом», «На полі честі»...). Он завещал нам жить по совести, следовательно, жить свободно. Это значит несравненно больше, чем все политические коллизии и перипетии! Он был убежден: «Жизнь определяется вопросами, которые ты задал там, где привычно было молчать. Шагами, которые ты делал против течения. Чем и останавливал толпу, летящую по ветру? Как ты будил сонных? Как ты соревновался с застойным морем безразличных и теплых?».
Евген Сверстюк всегда задавал (и то жестко и беспощадно) эти вопросы прежде всего самому себе. Вот этим и определяется место этого выдающегося человека в истории Украины.
Выпуск газеты №:
№225, (2017)Section
День Украины