Чем провинился исторический Киев?
В проекте канатной дороги через Днепр эксперты видят больше рисков, чем преимуществВпервые о проекте канатной дороги в Киеве стало известно в 2019 году, когда мэр Виталий Кличко взялся строить скандальный велосипедно-пешеходный мостовой переход с Владимирской горки до Арки дружбы народов. Тогда вместе с картинками о проекте моста общественности попались на глаза эскизы кантатного дороги с многоэтажной станцией на Почтовой площади. Впоследствии в Киевской городской государственной администрации объяснили, что это будущие возможные инвестиционные проекты. Внимание киевлян переключили на создание стеклянного моста, вокруг которого тоже велось немало дискуссий — и из-за предостережения ЮНЕСКО, Киеву стоит отказаться от такого объекта, и из-за опасений экспертов, строительство портит склоны Днепра, делает их еще более оползнеопасными.
Как и опасались тогда защитники исторического Киева, если горожане проглотят идею со стеклянным мостом, городская власть будет строить и дальше подобные инвестиционные проекты, которые будут во вред городу, но принесут выгоду узкому кругу лиц.
Теперь идея с канатной дорогой снова реанимируется. КП «Киевское инвестиционное агентство» завершило инвестконкурс по реализации проекта «Обустройство аттракциона канатная переправа через реку Днепр от Арки дружбы народов до Труханова острова».
ДВА ПЛАНА
Утвержденній городом проект фактически является частью гораздо большего. Сейчас речь идет о строительстве трех станций канатной дороги — на Почтовой площади, возле Арки дружбы народов и на Трухановом острове. Город называет этот проект аттракционом, за реализацию которого возьмется ООО «Активная страна».
Есть еще один проект канатной дороги, который будет включать восемь станций и должен стать частью транспортной инфраструктуры. Этот проект, по данным КГГА, находится «в стадии решения всех имущественно-правовых вопросов». Только после этого сформируют условия конкурса и определят сроки строительства. Автор этого проекта архитектор Андрей Миргородский ранее заявлял в СМИ, что канатную дорогу именно как переправу начнут строить уже в 2021 году.
Если сравнить канатку-аттракцион и канатку-переправу, то, очевидно, речь идет об одном и том же замысле, первая часть которого будет реализована «Активной страной». Так, Миргородский заявлял, что сначала построят отрезок длиной 1000 метров с тремя станциями: «Почтовая площадь», «Арка дружбы народов» и «Труханов остров». Их планируют строить сразу с лифтами для маломобильных людей. Пропускная способность канатной дороги составит 2400 человек в час. Стоимость этого проекта — 3,6 млн гривен.
Все эти данные фигурируют и в проект канатной переправы, и в инвестиционном проекте канатного аттракциона. Также известно, что общая длина маршрута составит пять километров (первая очередь будет включать как раз один километр с тремя станциями). В Киевской городской государственной администрации утверждают, что аттракцион и переправа — это разные проекты, так откуда же тогда совпадение?
«Мне, например, многое непонятно в этих проектах. Сейчас проведен инвестиционный конкурс на аттракцион канатной дороги. Информации о самом проекте канатной дороги — нет. Зато есть много подводных камней, в том числе с площадями будущих ТРЦ. Но насколько я знаю, реализовать то, что нарисовано, практически невозможно, — комментирует юрист-аналитик Георгий МОГИЛЬНЫЙ. — Знаю, что защитники Почтовой площади общались со специалистами, которые занимались канатными дорогами в Европе. Вывод был следующий — учитывая на значительные высоты через Днепр, вагончики будут двигаться по дну реки, потому что должны быть выше опоры, учитывая нагрузки и провисание каната. То есть или будут строить высокое, портя ландшафт, или начнут строить, а потом скажут, что у инвестора деньги закончились. На сайте Киевского инвестиционного агентства был опубликован первый вариант проекта, который выставлялся на конкурс, в нем были указаны площади торговых центров, и они достаточно солидные. То есть то, что нам сейчас рисуют на Почтовой двух-трехэтажные бизнес-центры, так в первой версии там было семь этажей, но это необходимость для канатной дороги. В общем все очень запутанно, никто нормальных расчетов не видел».
НЕУЧТЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЧТОВОЙ
Упомянутая Георгием Могильным Почтовая площадь имеет много нерешенных вопросов. Три года ждет консервации подземный музей, до сих пор найденная археологами улица времен Киевской Руси и артефакты охраняются группой неравнодушных киевлян, а не городской властью. Беда не только в этом — из-за разрытого котлована и отсутствия нормального водоотвода сама площадь оказалась в шатком состоянии.
«Многие вопросы, которые должны контролировать и решать городские службы, держатся на плечах людей, — отмечала недавно «Дню» член инициативной группы «Музей на Почтовой», действителый член ИКОМОС Ольга Рутковская. — Система сбора воды между музеем и станцией метро «Почтовая площадь» держится на нашей доброй воле, потому что город отключил электроснабжение, откачиваем воду своими силами. На сегодняшний день наблюдения за этим пространством и конструкциями доказывают, что объект в аварийном состоянии, есть несколько протокольных определений от городского управления Государственной службы чрезвычайных ситуаций, что эта площадь требует немедленного закрытия, и все это пространство необходимо оценивать с точки зрения сохранения конструкции, так как эта площадь не отдельный объект, это часть инфраструктуры. Есть огромные проблемы во всех коммуникациях. Все проблемы этого пространства, связанные с отсутствием сбора воды, с отсутствием надежности конструкции, имеют огромное влияние на прилегающую станцию метро».
Поэтому риски от появления станции канатной дороги на Почтовой должны насторожить киевскую власть. Ан нет. Что интересно, заказчиком проетка канатного аттракциона выступило КП «Плесо», которое занимается объектами водного фонда Киева. А в департаменте экономики и инвестиций КГГА отмечают, по условиям конкурса строительство капитальных сооружений на территории обустройства объекта инвестирования запрещено: «Вместо этого должны установить исключительно сборно-разборные временные конструкции, без обустройства фундаментов, без ущерба природным объектам, расположенным на территории. Кроме того, инвестор обязан обеспечить техническую возможность демонтажа всех составляющих частей аттракциона без ущерба территории и природным объектам, расположенным на ней».
«ЭТО МИНУС ДЛЯ ИСТОРИЧЕСКОГО КИЕВА»
Основная выгода от появления в столице канатной дороги как переправы — улучшение транспортной и туристической инфраструктуры. По крайней мере, так считает Андрей Миргородский, объясняя, что «с помощью нашей канатной дороги мы «убиваем нескольких зайцев»: запускаем туристов и отдыхающих на Труханов и Гидропарк, а с Русановки и Ливобережки забираем людей в самый центр города. Такая канатная дорога в перспективе может стать новым видом транспорта для Киева».
Но жители Русановки категорически против любого строительного вмешательства. А киевляне такое предложение восприняли довольно иронично, мол, вместо долгожданного метро на Троещину город подарит канатку.
Заметим, пока проект переправы находится на этапе согласований в городских службах. Известно, что его ориентировочный бюджет 520 миллионовгривен. И стоит ли тратить такую ??сумму на идею, которая может принести больше хлопот, чем выгоды?
«Действительно, дело в целесообразности таких расходов, в смете, — считает архитектор Олег ГРЕЧУХ. — Да, это экзотика, которую называют даже аттракционом, а не общественным транспортом. Эта идея «блуждается» в городе еще с 2000-х годов. Однако обслуживание такой техники очень дорого обходится, конечно, стоимость билетов это не покроет. Зачем это столице? У нас ведь не горнолыжный курорт, что есть такая необходимость. В некоторых городах Украины это тоже как парковое развлечение. Просто то, как подается это сейчас, удивляет. Можно обсудить саму идею канатной дороги, аттракцион или нет, дорого, целесообразно, при том что общественный транспорт и маршрутки плохо курсируют, а другой вопрос — как мы рассматриваем Почтовую площадь? Сейчас перед Речным вокзалом стоит два нелепых, непонятных ящика, никакая архитектура не воспринимается, это нагромождение ларьков, а не архитектурный ансамбль. Это уже хаос, туда еще канатной дороги не хватало».
«Кроме того, это минус в плане сохранения исторического Киева, — добавляет наш собеседник. — не чувствуется, что у города есть какая-то стратегия управления, действительно сильная рука, которая может указать, что это неправильно, что тот подземный музей нужно срочно накрыть, и это будет сделано. К сожалению, сейчас никто не учитывает, сочетается ли новое с существующей архитектурой, можно ли это присоединять к существующим инженерным коммуникациям. И это ведь далеко не первая необходимость для города. Двор у каждого человека с раздолбанным тротуаром, общественный транспорт не развит, как следует, изношенные хрущевки и сети ... Если бы все это было стратегически решено или были бы тенденции, что это стало улучшаться, тогда давайте еще канатную дорогу сделаем. А сейчас это выглядит странно».