Перейти к основному содержанию

Через тернии к шедеврам

Национальный союз композиторов Украины отметил свое 75-летие
05 ноября, 18:44
ЗА ДИРИЖЕРСКИМ ПУЛЬТОМ ВЛАДИМИР СИРЕНКО / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО / «День»

По случаю этого события два концерта состоялись в Национальной филармонии Украины при участии Национального симфонического оркестра Украины под управлением Владимира Сиренко, ансамбля «Киевская камерата» (дирижер Валерий Матюхин), солистов — Дмитрия Ткаченко, Богданы Пивненко и Иванны Бондарук. Конечно, эта программа не смогла охватить все разнообразие современного музыкального процесса, который подпитывается творчеством многих талантливых личностей. Исполнители представили музыку основателя украинской национальной композиторской школы ХХ века Бориса Лятошинского и его учеников — Игоря Шамо, Ивана Карабица, Валентина Сильвестрова, Леси Дичко, Евгения Станковича и его ученика Золтана Алмаши, а также представителей Львовской ветви композиторского творчества, корифеем которой является Станислав Людкевич и которую нынче продолжает Мирослав Скорик, Анна Гаврилец, Владимир Зубицкий.

Первый вечер был посвящен симфонической музыке, жанру, который определяет уровень и качество национальной профессиональной музыкальной культуры и предусматривает наличие высококлассных оркестров и дирижеров. Национальный симфонический оркестр Украины, который проводит свой 90 концертный сезон и нынче находится под управлением выдающегося дирижера В. Сиренко, справедливо считается одним из лучших европейских музыкальных коллективов. Именно этому оркестру поручили озвучить гениальные партитуры украинских композиторов. В его интерпретации драматическое напряжение симфонической поэмы «Гражина» Б. Лятошинского достигало наивысших вершин. А музыка Седьмой симфонии В. Сильвестрова завораживала моцартовской красотой звучания. Концерт для скрипки и оркестра Е. Станковича поразил лирической глубиной трагического мировосприятия. Исполнение произведения феноменальным скрипачом Д. Ткаченко раскрыло всю силу музыки Станковича. Финалом симфонического вечера стал «Карпатский концерт» М. Скорика, который чрезвычайно ярко воспроизводит уникальность и богатство музыкальной души Украины.

Камерные жанры украинских композиторов прозвучали в исполнении «Киевской камераты» под управлением В. Матюхина. Ансамбль вернул слушателям забытые музыкальные шедевры И. Шамо и И. Карабица. А лирическое мироощущение Леси Дичко и нежная прозрачность музыки Г. Гаврилец прозвучали оазисом духовной красоты. В который раз имела успех у слушателей музыка И. Щербакова и заинтересованность публики творчеством молодого композитора З. Алмаши. Финалом камерного вечера стал Концерт для скрипки с оркестром В. Зубицкого, в котором сплелись огнистые ритмы и разнообразные интонации всего Карпатского региона. Блестящая виртуозность и мастерство скрипачки Б. Пивненко еще раз засвидетельствовала высокий уровень в Украине инструментального исполнительства.

То, что нынче Национальный союз композиторов возглавляют выдающиеся композиторы Евгений Станкович и Мирослав Скорик является, по существу, продолжением традиций его существования. Ведь на всех этапах союз представляли наиболее крупные творческие личности современности. Годом создания композиторского союза Украины официально считают 1932 год. Хотя, что касается времени основания, то существует несколько версий. Есть предположение, что его деятельность началась с 1922 — года основания Всеукраинского музыкального общества имени Леонтовича. Началом биографии считают также 1939 год, когда состоялся первый съезд Союза советских композиторов Украины. Ныне Национальный союз композиторов Украины имеет 14 организаций и подразделений, которые объединяют более 400 композиторов и музыковедов.

Так или иначе, но Союз композиторов радостно откликнулся на предложение Министерства культуры и туризма отметить его 75-летие. Ведь появился официальный случай презентовать украинскую музыку. После юбилейных концертов надуманными и предубежденными кажутся разговоры о том, что союзы являются порождением советской системы, и что они отжили свой век. История творческих объединений начинается еще в середине ХVI ст., когда в Украине возникали музыкальные цеха и братства. Уже тогда они заботились о творческих, организационных и материальных правах на свою профессию. В частности, известный устав Киевского музыкального цеха 1707 г. свидетельствовал о крепкой творческой организации, которая защищала профессиональные и материальные интересы своих членов.

Любые объединения, а, тем более, творческие воспроизводят духовный пульс своего времени. Творческие союзы советской эпохи были, по существу, ее зеркалом. И потому сужение деятельности союза до 70-летнего отрезка, на самом деле, обедняет историю музыкальной культуры Украины. Например, в США, Англии и других высокоразвитых странах современные музыкальные организации, которые тоже являются потомками средневековых цеховых объединений, активно поддерживает государство. Скажем, Швеция только на развитие современного композиторского творчества ежегодно расходует полмиллиона евро! В соседней с нами Польше гонорары за серьезную, академическую музыку, которая выполняется на радио и телевидении, в четыре раза выше эстрадной музыки.

— Если не будет Союза композиторов, не будет и профессиональной музыки, — считает Евгений Станкович. — Ведь никто не подвергает сомнению необходимость существования футбольной федерации или футбольных клубов. И, возможно, целесообразнее было бы сократить количество политических партий и количество их членов и депутатов за счет увеличения в Украине творческих людей.

Мнение Е. Станковича развил ректор Киевской детской академии искусств, композитор М. Чембержи: «Существование и деятельность Союза композиторов свидетельствует о соответствующем статусе профессиональной музыкальной культуры в государстве». Мирослав Скорик напомнил, что именно благодаря инициативе и творчеству ее членов в Украине происходит развитие национальной музыкальной культуры, проводятся международные фестивали, конкурсы, поддерживается талантливая молодежь. Нельзя не радоваться, что за последние годы союз значительно помолодел и число тех, кто стремится стать его членом заметно увеличивается.

Печально, конечно, что такие достижения советских времен, как государственное музыкальное издательство, нотные магазины исчезли из современной действительности. Так же, как не работает бывшая система защиты авторских прав. Поэтому оптимистическими показались на юбилейных торжествах слова руководителя Главной службы гуманитарной политики по вопросам сохранения национального культурного достояния Секретариата Президента Украины Александра Биструшкина о необходимости поддержки и содействия творческим деятелям. Об этом свидетельствовало и озвученное им приветствие Президента Украины. А министр культуры и туризма Юрий Богуцкий обратился к творцам музыки: «Вы имеете творческую свободу, но нужно стараться, чтобы каждый деятель искусств имел бы еще и свободу материальную, которая содействовала бы наиболее полному раскрытию дара, который дал вам сам Господь». Надеемся, что эти слова будут действительно услышаны в самых высоких сферах!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать