Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Четверть века – с «Днем»

Несколько живых историй о создании газеты на старте юбилейного года издания
14 января, 18:52

Для человека четверть века — вполне достаточный возраст, чтобы определиться со своими жизненными целями, задачами и приоритетами. «День» фактически с самого начала основания понимал, о чем писать, на чем акцентировать внимание в разговорах с экспертами. Так мне казалось на момент знакомства с редакцией и ее внутренней кухней 13 лет назад. Ключевая и отличительная черта «Дня» — создать сообщество умных читателей, граждан и властных институтов.

На этой волне энтузиазма, иногда сопротивления, но главное — создания разумного пространства, газета держится 25 лет. В этом году у нас — юбилей. 11 сентября 1996 года вышел первый номер «Дня». Часть нынешней журналистской команды в то время ходила в детсад или в школу, и о наполнении первенца «Дня» можем узнать только от коллег-»старожилов». Сейчас все вместе (для себя я условно делю наш коллектив на «ветеранов», «среднежилов» и «молодняк», это условное разделение и по возрасту, и по времени, проработанному в редакции) начинаем юбилейный год газеты!

Без чего не обходится каждый семейный праздник? Верно, без семейного альбома и просмотра семейных реликвий. На первых страницах нашего условного фолианта знакомим вас, наши бесценные читатели, с воспоминаниями авторов и журналистов о своих отношениях с «Днем».

ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

ХРАНИТЕЛЬНИЦА АРХИВА «ДНЯ»

Есть ли среди вас те, кто помнит «День» с кроссвордами, прогнозами погоды и театральными афишами? За эту информацию многие годы отвечала Тамара Туркулевич. Одна из тех, кто работает в газете с ее первых номеров. Если сейчас узнать погоду на завтра или сеансы в кинотеатрах можно за считанные минуты, то Тамара Алексеевна с коллегами наматывала километры по столице, чтобы собрать все в кучу.

«Я работала в издательстве «Высшая школа «, редактором, — вспоминает Тамара. — Мы издавали учебники и учебные пособия для высших и средних учебных заведений. Моя подруга, которая со мной работала, перешла в эту новую газету. А 1994-1995 годы были очень тяжелыми, я работала то на двух работах, то на трех. Когда моя подруга перешла в газету, предложила и мне. Сначала мою кандидатуру рассмотрел заместитель главного редактора Пустовойт Валентин Иванович, потом главный редактор. Наконец, меня подруга перетащила в «День». Моя должность называлась так — помощник редактора отдела регулярной информации. А потом — редактор этого отдела».

 До сих пор в трудовой книжке Тамары Алексеевны эта запись — последняя. Хотя отдела регулярной информации уже не существует. «В то время я готовила рубрику «Этот день в истории», он был на последней полосе, потом на первой. Прогноз погоды на вторую полосу, кроссворды на последнюю и афишу событий в музеях, галереях и театрах для шестой — это все регулярно каждую неделю выходило. Тогда собирать информацию было очень трудно. Во-первых, никто еще не знал, что это за газета. Когда я пришла в редакцию, не знала, где какие галереи, ходила по Киеву, выясняла, где что происходит, знакомилась, обменивалась телефонами. Каждый раз ездила в театры или галереи за фотографиями, чтобы в афишу было что поставить. Так тогда налаживались связи. Еще же была телепрограмма, я отвечали за ее наличие. За 25 лет изменилась газета, но все это было, и начиналось все с нуля».

«В редакцию я пришла 1 октября, тогда газета выходила один раз в неделю на украинском языке. Я участвовала в подготовке третьего номера. Потом начала выходить дважды в неделю, далее трижды. С нового года — еще и на русском языке. А формат какой был — «полотно»! Через два года начала выходить газета на английском. Думали еще и о немецкой версии, но это все трудно реализовать», — вспоминает Тамара Алексеевна.

ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

ВЕЩЕСТВЕННЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ОТ ЧИТАТЕЛЕЙ

Сейчас главный редактор Лариса Ившина называет одну из первых коллег — хранительницей архива «Дня». Тамара собирала и хранила все, что имело логотип и эмблему газеты: календарики, открытки, футболки, альбомы, чашки, кепки... Казалось бы, традиционные экспонаты классического музея. Ан нет. В Музее «Дня» — эксклюзив на эксклюзиве. К 15-летию газеты был создан элегантный коллекционный платок, который стал дополнением книги «Повернення в Царгород». На нем соединились Софии Новгородская, Киевская, Полоцкая и Константинопольская. А вокруг создания коллекционного платка объединились два украинских бренда — дизайнер Лилия Пустовит и художник Павел Маков. Выход другой книги — «Сестра моя, Софія...» тоже имел необычное «сопровождение» — специальную цепочку с серебряной монеткой, изготовленную при поддержке компании «Zarina».

«В душе я коллекционер. Между собой мы шутили, что все это пригодится для будущего музея. Шутили-шутили, а я себе собирала. Затем такая идея возникла у Ларисы Алексеевны, чтобы все-таки хранить все это в отдельном редакционном музее, — добавляет Тамара Алексеевна. — Хотя этим трудно заниматься, потому что музееведение — это же отдельная серьезная отрасль. Я даже заказывала специально шкафы, чтобы хранить книги, а их у нас много, многие с автографами гостей редакции. А еще книги отзывов, медали, сувениры... В музее есть даже наши первые компьютеры, принтеры и кресло главного редактора».

И самое ценное в нашем архиве то, чем делились читатели. Как говорит Лариса Алексеевна, это вещественные доказательства читательского отношения ко «Дню». Андрей Иванко из Кропивницкого подарил нам подшивку из вырезок материалов рубрики «Украина Incognita», что свидетельствует о запросе общества на изучение истории.

Вероятно, один из самых запоминающихся подарков — концептуальная карта Украины, вышитая постоянной читательницей Анной Григорович из города Украинка. В последнем номере мая в 2012 году газета опубликовала дерево проектов «Дня». Анна Григорьевна отблагодарила нас за это «угощение» несколько удивительным образом — вышила на полотне редакционное дерево!

Теперь этот подарок хранится в музейных архивах редакции. Кстати, тогда же, вместе с вышитой картой, в его фонды попал личный телефон Ларисы Алексеевны, которым она пользовалась в 1990-е годы, работая пресс-секретарам в правительстве. Таких моделей, вероятно, никто до сих пор и не видел, а о таком весе мобильного вряд ли мечтал — около килограмма.

Редакцию удивила библиотекарь из Мариуполя Галина Александрова, которая с 1998-го собирала книгу-архив газетных публикаций, которые выходят в рубрике «Почта «Дня». Посылала их в редакцию частями, ожидая очередных именин газеты. Сейчас это шесть томов!

Кстати, рубрика «Почта «Дня» появилась в 1998-м, в так называемый доинтернетный период. Это сейчас общение с читателями модифицировалось до различных онлайн-форматов, помимо привычных писем по почте. Мы были первыми, кто «пришел» в Интернет. Первый экземпляр электронной газеты — это также о «Дне».

Появление Интернета редакция использовала прежде всего для развития по вертикали. Тогда же появился веб-проект «Украина Incognita», посвященный познанию и переосмыслению нашей истории. Также в проект попали книги из библотеки «Дня», которые тоже мы начали одними из первых выкладывать в электронном формате...

Поэтому нам есть что рассказать и показать. Далее обещаем много поводов для общего разговора о становлении и развитии газеты. Ведь воспитание грамотного общества — продолжается. Верим, что «День», наконец, поможет сбить из страны-сливок густое масло — чем больше усилий будет прилагать каждый из нас, чему постоянно учит газета, тем быстрее мы достигнем результата.

ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

«НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ПОДРЫВНАЯ ГАЗЕТА, КОТОРУЮ НАДО ЗАКРЫТЬ...»

Николай СЕМЕНА, собкор, автор «Дня»:

— Россия всегда на информационном рынке действовала агрессивно. Помню, еще в советское время редакции московских газет имели в Крыму не только собственных корреспондентов, которые готовили материалы и следили за местной политикой, но и так называемых представителей издательства, которые занимались  подпиской, распространением газеты и расширением рынка. Украинские редакции, даже уже в 90-х годах и после них, вели себя значительно скромнее. И когда мы начали работать над распространением газеты «День» в Крыму, то больших усилий стоило убедить работников «Крымсоюзпечати», что «День» не такая газета, как другие.

Но потом они действительно увидели, что не такая. Раньше они говорили: «О, еще одна политическая газета с большими текстами, которых много», но когда кроме подписки газета нарасхват пошла  в киосках, они увидели, что «День» легко конкурирует с московскими газетами и имеет достаточно большой спрос. Впоследствии в Симферополе, Ялте, Евпатории, Феодосии, даже в Севастополе возникли постоянные группы покупателей газеты в киосках, которые регулярно следили за материалами «Дня». В Симферополе, в частности, часто читатели иногда, встречая меня на улицах, пытались поговорить о тех или других материалах газеты, я видел действительную заинтересованность читателей. А когда газета, что было весьма редко, по каким-то причинам не появлялась в киоске, мне звонили и расспрашивали о причинах и «когда будет». С интересом воспринимали «День» в местной «Просвите», в крымских редакциях, в Украинском театре Крыма, в школах, особенно в Украинской гимназии, с которой у редакции завязалась тесная дружба, особенно после визита в школу главного редактора «Дня» Ларисы Ившиной. Гимназия стала опорным пунктом для распространения украинства в Крыму — здесь обсуждали и распространяли «Силу мягкого знака», другие книги «Дня», учителя использовали их на уроках, писали о них в школьной многотиражке.  В школьной библиотеке собралась целая библиотечка из книг «Дня». Однажды в гимназии я увидел экземпляр «Силы мягкого знака», исчерканный заметками и с потертой обложкой. Мне библиотекарь сказала, что учителям часто приходится брать книгу с собой домой, в поездки и тому подобное, и плохо, что книга толстая и не вмещается в сумки, нужно было разделить на два тома.

И здесь мы встретились с явным противодействием «Дню». Когда приходилось просить работников «Крымсоюзпечати» увеличить количество экземпляров для продажи в киосках, они искали всякие отговорки и отказывались это делать. Часто сами киоскеры выставляли «День» не на видном месте, иногда прятали под прилавок, чтобы потом списать и иметь повод отказать в увеличении продажи. Чтобы решить вопрос, мы обращались к кураторам «Крымсоюзпечати» в Киеве, но оказалось, что сеть продажи периодики уже приватизирована, политику в ней диктуют разные политические круги и политические партии, олигархи. Они приказывали, сколько каких газет брать в продажу, от которых отказаться совсем. Сети под страхом увольнения точно выполняли эти «рекомендации». А в конце 90-х и в начале 2000-х весь Крым был разделен по интересам олигархов и политических кланов, которые заботились о собственном интересе, о приобретении здравниц, собственных дач, участков земли, а не интересе и потребностях крымского украинства. «День» все же выжил и в таком окружении.

После аннексии Крыма уже в марте 2014 года самозваная крымская власть запретила вообще распространять в Крыму украинские газеты. Перестали распространять и «День». Зато в продаже появилась газета «Завтра» и другие черносотенные издания. Наши аргументы относительно того, что до этого времени при Украине в Крыму свободно продавались лучшие российские газеты, значит, теперь нет морального права запрещать украинскую прессу, не подействовали. Чтобы видеть газету, я договорился с редакцией и несколько недель газеты и книги из Киева мне посылали «Новой почтой», я раздавал их «Просвите» и в школу. Как вдруг упаковки начали поступать разорванными, и мне сказали, что теперь за содержимым упаковок следит российская таможня, и вся почта из Украины будет посылаться в Москву, там будет проверяться, а только потом доставляться адресатам при условии, если там не будет ничего «вредного». А «вредное» в «Дне», по их мнению, было все.

Уже когда по моим материалам в ФСБ велось следствие, и «эксперты» аж в Брянской лаборатории  судебных экспертиз использовали статьи в «Дне» для идентификации авторского стиля, то во время одного из допросов в ФСБ я сказал, что «День» — это «качественная патриотическая газета», но мне ответили, что «День» — это националистическая, подрывная газета, которую надо запретить». Мне кажется, что это достаточно высокая оценка вклада «Дня» в утверждение Украины в Крыму в отличие от политиков и партий, которые на то время фактически пустили дела в Автономной Республике Крым на самотек, и украинская автономия фактически превратилась в российский анклав полностью в интересах России — в языке, в идеологии, в территориальных и государственных и даже в военных интересах.

Надеюсь, мне еще придется опять увидеть «День» в киосках Симферополя и других городов Крыма. И тогда уже рядом не будут лежать ни «Правда», ни «Известия», ни «Завтра», ни другое отребье.

«ДЕНЬ» ПЕЧАТАЛ ТО, НА ЧТО ДРУГИЕ НЕ ОСМЕЛИВАЛИСЬ

Наталья МАЛИМОН, собкор «Дня», Луцк:

— Среди большого количества журналистских материалов иногда бывают те, о которых помнишь годами. Для меня это текст «Только черные аисты навещают их», напечатанный в «Дне» 13 сентября 2002 года. Это рассказ о захоронении украинских повстанцев в глухом волынском лесу, за которым люди и после войны узаживали десятилетиями. В 2002 году о воинах УПА говорили если не шепотом, то и не громко. А тут «День» напечатал о них большой текст, ведь шла речь не сугубо о могилах повстанцев в лесу, но и о перипетиях национально-освободительной борьбы в этом крае.

Собственно, я и сама тогда не слишком понимала серьезность написанного мной. Заинтересовал просто факт, что за могилами воинов УПА так много лет ухаживали. Ведь наше поколение воспитывали в атмосфере невосприятия деятельности «лесных ребят». Я, конечно, с интересом прочитала книгу «Нация» Марии Матиос, в которой также шла речь о воинах УПА, но ее телефонный звонок был для меня полной неожиданностью. Потому что для нее, как тогда она сказала, такой неожиданностью был мой материал в «Дне», во время, когда об этом и не писали, и  мало говорили.

Впоследствии меня пригласили в Киев на научную конференцию по случаю 60-летия УПА, где я впервые (!) услышала о легендарном человеке — Василии Куке, последнем командующем УПА. И взяла у него короткое интервью для «Дня». Помню, как, конечно, наивно, допытывалась у него, действительно ли он общался  со Степаном Бандерой. На то время эта тема была своеобразным табу. Но вот что интересно: не тогда, а спустя много времени я поняла, чем были такие тексты, такие темы для тогдашнего общества. Поэтому теперь говорю, что нет хороших журналистов. Есть хорошие главные редакторы, которые берут на себя смелость напечатать тот или другой текст. И когда впоследствии мама нашего главного редактора Ларисы Ившиной, светлой памяти Мария Архиповна, в частном разговоре сказала, что, получая новый номер «Дня», она в первую очередь смотрит на последнюю страницу — есть ли еще там имя ее дочери?.. Тогда я поняла эту истину: нет хороших журналистов — есть хорошие редакторы, которые способствуют журналистам. И мы не знали, какие сомнения переживала наша главный редактор, но 25-й год издается в Украине газета «День», которую называют одним из наиболее интересных явлений в украинской (и не только) журналистике, которая не снижала планку своих текстов даже во время полной примитивизации этой самой украинской журналистики.

А «черные аисты», о которых писала в далеком 2002 году, вывели меня на новый цикл материалов о тех людях, которые боролись за Украину в волынских лесах, и единственной виной которых была лишь их любовь к Украине. Благодаря Марии Матиос познакомилась с писателем Анатолием Димаровым, мы даже подружились, не раз бывала у него дома и записала с ним цикл интервью, которые и до сих пор цитируют в разных изданиях (то есть цитируют именно текст «Дня»). Основной из них — «На Волыни я стал украинцем» («День», 26.06.2003 года). Из 25 лет существования «Дня» — 21 год мой, сотрудничаю с 2000 года. И всегда благодарю Ларису Ившину за то, что благодаря ней и «Дню» смогла проявить себя как творческий человек. А для журналиста это очень важно.

«ДЕНЬ» УМЕЕТ ПОДДЕРЖИВАТЬ ЗНАКОВЫЕ ИНИЦИАТИВЫ

Владимир КОЗЮК, народный художник Украины, основатель международного художественного пленэра «Лучший художник»:

— Сегодня «День» — это больше, чем просто газета или источник информации. Это платформа, объединившая многих людей — причем разных профессий, должностей или достатка, — но которые одинаково любят Украину и хотят представить ее красоту миру и самим украинцам, которые заблудились в истории или современности... Сейчас не вспомню, когда я точно познакомился с «Днем», но точно знаю, что сначала узнал проекты газеты, в частности о фотовыставке, как, наверное, самый первый и самый фотобиограф страны. Это было лет 20 назад. Экспозиция размещалась в «Украинском доме». На тот момент я также много фотографировал и, когда просматривал фотовыставку, то чувствовал определенную созвучность, полифонию в настроениях, подаче, сюжетах, потому что на фотографиях была та Украина, которую я люблю. Фотовыставка побудила меня познакомиться с газетой, время от времени покупал экземпляры, читал прежде всего публикации о художественных проектах. Позже «подсел» на сайт и до сих пор не «соскочил». Читаю постоянно, потому что газета живая, не гонится за однодневными сенсациями, а пишет о вечном, которое было, есть и будет актуальным.

В последние годы могу сказать, что «День» стал неофициальным партнером моего главного детища — международного художественного пленэра «Лучший художник». Впервые он состоялся в 2017 году, и «День» сразу его заметил и подхватил инициативу. Так из года в год наш пленэр освещается в газете и на сайте, причем не только с позиции фоторепортажей, но и искусствоведческие материалы. В этом, наверное, и заключается ценность газеты — «День» умеет поддерживать знаковые инициативы. Это магическое ощущение партнерства, безусловной поддержки — просто за добрые дела — таких медиа в Украине немного, если вообще еще есть. Приятно было в этом году прочитать в новогодних анкетах «Дня», как читатели газеты вспоминают наш проект как запомнившееся событие 2020-го. Действительно, в условиях пандемии провести пленэр было чрезвычайно сложно, но мы собрали лучших художников, написавших две сотни работ о «золотой провинции». И это наш совместный с «Днем» результат, за который я благодарен. А потому, если «День» будет проводить 25-летие в онлайн— или оффлайн-формате, подарок от «Лучшего художника» уже ждет. Мы готовы передать одну из лучших работ пленэра главному редактору, пани Ларисе Ившиной в знак благодарности, уважения. Пусть в этот юбилейный год газета не меняет своего курса и продолжает нести в мир позитив. Да, держать свет в туннеле непросто, но необходимо, потому что нужно видеть, в каком направлении двигаешься.

ГОЛОС C FACEBOOK

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать