Цыганская тайна
Раскрыть ее пока не удаетсяТакую попытку сделали создатели спектакля «Цыганская муза», поставленного по поэме Лины Костенко цыганским театром «Романс», премьера которого состоялась в субботу. Сам театр своими классическими цыганскими романсами, народным фольклором и музыкальной драматургией известен зрителями уже довольно давно (с 1994 года), тем более, что с фестивалей, в которых труппа принимает участие, без наград они редко возвращаются. Но в то же время нынешнюю премьеру нельзя оценить однозначно. «Цыганская муза» стала совместным проектом «Романса» и студентов Института кино и телевидения Киевского Национального университета культуры и искусств курса Ады Роговцевой. Искреннее желание народа быть вписанным в сознание мира, но в то же время страх приблизиться к прогрессу в сценической интерпретации студентов выглядит не совсем убедительно. И даже кульминация спектакля — монолог единственной цыганской поэтессы Папуши, отвергнутой своим народом за страсть к перу, — не может заставить зрителя осознать весь драматизм ее судьбы. Автор поэмы Лина Костенко также довольно критично подошла к конечному продукту: на ее взгляд, нужно было при постановке использовать побольше исконного цыганского, к примеру, отойти от стихов... Лины Костенко и использовать вместо них стихи самой Папуши, перевод которых на украинский язык уже имеется.
Конечно, не могут не вызвать эмоции зажигательные песни и танцы, игра руководителя театра Игоря Крикунова, Игоря Партаненко и других актеров «Романса», удачные спецэффекты. Однако после спектакля остается впечатление, что завеса таинственности, за которой до сих пор скрывается сущность цыган, для нас до сих пор не открыта.
Выпуск газеты №:
№65, (2002)Section
День Украины