Да будет свет рампы

...Роскошный зал Национальной оперы заполнен до отказа. Даже в проходах третьего яруса стоят студенты — будущие музыканты, танцоры, балетмейстеры, режиссеры. В театре — двойной праздник: долгожданное открытие сезона и столетие здания Национальной оперы Украины.
Годом рождения постоянного оперного театра в Киеве считается 1867-й, однако всего через двадцать девять лет, в 1896 году здание театра, увы, сгорело. Строительство нового было завершено только в 1901 году (архитектор сооружения — В. Шреттер). С тех пор киевляне могут наслаждаться великолепием декора и чудесной акустикой одного из лучших оперных театров Европы и мира.
На премьерах своих оперных шедевров в нашем театре трижды (в 1874, 1889 и 1890 годах) присутствовал Петр Ильич Чайковский. С. Рахманинов и Н. Римский-Корсаков даже принимали участие в постановке собственных оперных сочинений.
На сцене театра пели А. Нежданова, Л. Собинов, Ф. Шаляпин Б. Гмыря, И. Паторжинский, К. Огневой, Б. Руденко, Е. Мирошниченко, А. Мокренко, Д. Гнатюк, А. Соловьяненко. Здесь блистали солисты балета — В Калиновская, В. Ковтун, Т. Таякина, Л. Сморгачева и многие другие.
Давней традицией Киевской оперы является открытие сезона исполнением, вероятно, самого знаменитого спектакля украинского музыкального репертуара — оперы Н. Лысенко «Тарас Бульба». Увертюра к ней прозвучала и в качестве торжественной прелюдии к концерту. Ее блестяще исполнил симфонический оркестр Национальной оперы под руководством выдающегося украинского и европейского дирижера Владимира Кожухаря. Заслуги этого маститого музыканта перед отечественным оперным искусством переоценить невозможно. Его талант, фантастическая профессиональная «въедливость» и глубокая музыкальная эрудиция явила столице (а заодно и многим другим европейским городам!) целую вереницу восхитительных оперных спектаклей. Все они отличаются оригинальностью художественной концепции, яркостью интерпретации, мастерским исполнительским воплощением. И первое, что бросается в глаза (в данном случае правильнее было бы сказать — в уши!) на его спектаклях — это безукоризненный ансамбль, слаженность огромного сценического коллектива: солистов, хора, оркестра, осветителей, работников сцены и т. д.
Потрясением для слушателей стало исполнение молитвы из оперы П. Масканьи «Сельская честь» Светланой Добронравовой. Кажется, совсем недавно мы открыли для себя ее уникальное дарование, а сегодня — это уже всемирно признанная певица. Именно она (и только она!) смогла по всем высочайшим профессиональным «меркам» и условиям соответствовать требованиям Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской в постановке спектакля «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова») Д. Шостаковича. Премьера триумфально прошла во всемирно известном театре «Колон» (Буэнос-Айрес, Аргентина).
На юбилейном концерте публика наслаждалась и трепетно- романтическим исполнением Ариозо Вертера (из одноименной оперы Ж. Массне) Михаилом Дидыком. Невероятный творческий взлет этого артиста, обладающего теноровым голосом редкой красоты, достоин занесения в книгу Гиннеса (в номинации скоростных творческих восхождений на музыкальный Олимп) В прошедшем сезоне он много выступал за рубежом. Слушатели с нетерпением ждут его возвращения на киевскую сцену.
Достойное место в плеяде лучших вокалистов столичной оперы занимает ныне Ольга Нагорная. В ее исполнении безупречно прозвучала Каватина Линды («Линда ди Шамуни» Г. Доницетти). В последние годы голос певицы приобрел новые, теплые тембровые краски, что как нельзя лучше дополнило природную виртуозность вокалистки.
Украшением концерта стало выступление трио теноров (этот новый музыкальный жанр «привился» на украинской сцене с легкой руки итальянских первопроходцев — Паваротти, Доминго, Каррераса). Два Александра — Гурец и Дьяченко вместе с Андреем Романенко вдохновенно спели не только классический репертуар, но и бессмертную (и беспроигрышную!) народную песню «Чорнії брови, карії очі». Следует воздать должное артистизму вокалистов — финальное коленопреклонение вызвало восторженную реакцию публики!
Известными оперными хитами порадовали нас прославленные киевские певцы Людмила Юрченко, Николай Коваль, Александр Востряков, Велентин Пивоваров, Роман Майборода, Мария Стефюк. Проникновенно исполнили народные песни братья Петр и Павел Приймаченки.
Новые грани своего дарования продемонстрировали восходящие оперные звезды — Татьяна Анисимова и Анжелина Швачка. Ария Розины («Севильский цирюльник» Дж. Россини) в виртуозно-захватывающем исполнении Анжелины заставила слушателей поинтересоваться репертуарной афишей театра: многие после концерта уже на улице искали в расписании именно этот спектакль. (Ранее эта постановка, мягко говоря, не входила в число достижений театра).
В этот вечер мы не услышали объявленных в программе Ольги Микитенко и Лидии Забилястой. Зато чрезвычайно приятным сюрпризом стало выступление Виктории Лукьянец, исполнившей сцену из «Травиаты» Верди. Ее трепетно-утонченная Виолетта сочетает в себе эти качества наряду с неприкрытой романтической страстью. Иногда эта самая страсть приобретала такие формы, что становилось страшновато за бедную Виолетту. Характерные пластика и сценический образ актрисы моментально вернули нам Лукьянец, которую мы хорошо знаем, а восхитительное зеленое платье позволило любоваться по-прежнему безупречной фигурой. Однако, хотелось бы уже увидеть и новые артистические достижения, или хотя бы услышать новый репертуар...
Представленные в программе концерта балетные номера включали в себя не только классику, но и экстравагантные современные танцевальные миниатюры. Сцены из балетов Чайковского и Минкуса эффектно контрастировали с «Видением розы» К. Вебера (Татьяна Билецкая и солист Лондонского королевского театра Иван Путров), насыщенный пластической эротикой «Элегией» Т. Бреговича (Ирина Бродская и Дмитрий Клявин).
Настоящий фурор произвело «Танго» А. Пьяццола в блистательном исполнении Елены Филипьевой и Саксима Моткова. Открытая экспрессивность танцевальной трактовки знаменитой музыки выдающегося композитора современности была безупречно воплощена замечательными танцорами. Их совершенный профессионализм был как никогда близок к недостижимому идеалу.
Видное место в программе концерта было отведено инструментальным номерам. Публика темпераментно аплодировала ансамблю гильдии трубачей-профессионалов (дирижировал Стив Шенетт, Канада), ансамблю флейтистов (руководитель — Владимир антонов). Экстраординарным явилось выступление ансамбля ударных инструментов «Парад виртуозов» под руководством Александра Блинова. Музыканты, «работавшие» в белых перчатках, представили публике редкий образец «тихой» виртуозности и изысканной стилистики, исполнив «Польку пиццикато» Й. Штрауса.
Нельзя не отметить удачную режиссуру концерта (Дмитрий Гнатюк, Владимир Бегма) и его красочное оформление (Мария Левитская). А также — многочисленные «проколы» ведущей концерт Ольги Сумской. И, к сожалению, даже после реставрации в нашем театре нет технической возможности показать публике на подобных концертах замечательных артистов оркестра. В то же время, во многих театрах мира уже предусмотрена возможность «выдвижения» инструменталистов из оркестровой ямы на уровень сцены.
Вызвало удивление исполнение некоторых балетных номеров...под фонограмму.
Впрочем, «отдельные недостатки», конечно, не испортили «общего впечатления». Концерт получился вдохновенным, динамичным и многокрасочным.
Выпуск газеты №:
№167, (2001)Section
День Украины