Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Дар человечности

Прошло три года с тех пор, как завершился земной путь Клары Филипповны Гудзик
09 января, 11:25
ФОТО ИЗ АРХИВА "Дня"

17 лет истории «Дня» — это, прежде всего, история Личностей, которые создавали газету, ежедневно, ежечасно дарили нашим читателям новые мысли, образы, произведения, идеи. Джеймс Мейс, Анатолий Казанский, Леонид Бакка. Это — поистине классика газеты, люди, без вклада которых невозможно представить творческий путь издания. Их нет среди нас, однако духовная и интеллектуальная память об их достижениях, жизни, труде — долговечна!

Фигура Клары Филипповны Гудзик, человека, покинувшего нас ровно три года назад, 9 января 2011 года, особенная в этом ряду. «Золотое перо» «Дня», абсолютно блестящий публицист (и что поражает — не журналист, а кибернетик по первой специальности), истинный Украинский Интеллигент, личность, чья эрудиция практически по всем гуманитарным дисциплинам действительно не имела пределов, чьи статьи — прежде всего по исключительно сложным проблемам нашей духовной религиозной жизни — стали по праву «визитной карточкой» газеты, имели всеукраинский резонанс, чья еженедельная пятничная колонка читалась по всей Украине — все это наша Клара Филипповна.

«В Украине была и есть очень высокого уровня журналистика. Да, она представлена «кристаллами» — небольшим количеством людей, — рассказывает главный редактор «Дня» Лариса Ившина. — Мне приходилось слышать в различных аудиториях фразу «Нам бы десяток таких, как Клара Гудзик». Я говорю: а ту одну, которая у нас была, вы хорошо прочитали? И поняли ее урок? Он заключается в том большом самосовершенствовании, скромности и трудолюбии... Той неимоверно высокой планке, которую она еще в советское время для себя поставила. Клара Филипповна мне рассказывала, как она свои небольшие средства преподавателя тратила на поездки и на то, чтобы немедленно быть в Ленинграде или другом городе на премьере. Так и страна, она должна готовиться к своим изменениям. И когда наступили времена независимости, Клара всегда говорила: «Как жаль, что это для меня так поздно произошло». Она была не из тех советских людей, которые грустили по молодости и ностальгировали по прошлому. Она очень радовалась. И она изменила деятельность. С технаря, с кибернетика — она стала журналисткой. Причем в таких неожиданных темах, которые до сих пор считаются в нашей журналистике «брошенными» — это философия, это история религии, это этика. Благодаря ее публицистике «День» тогда поднялся в этих темах на невиданную высоту. И я очень счастлива, что убедила Клару Филипповну издать книгу «Апокрифы Клары Гудзик». И что она вышла при ее жизни. Клара Филипповна успела порадоваться и увидеть, как ценно то, что она делала. Она сначала сопротивлялась, говорила: «Да нет, кому это нужно?» Но потом поняла, как много она дала тем, что выставила такую планку. В предисловии к книге я пишу, что «Клара Филипповна смело зовет в союзники Тацита, Плиния младшего и Свитония». Это кстати, для тех, кто сейчас не читает печатной прессы и не стесняется признаться, что не читает толстых книг. Кстати, Клара Филипповна пожалуй, была бы прекрасным фейсбукером. Но этого очень мало. И поэтому она изучила самостоятельно немецкий и английский языки, чтобы читать Фейтхвангера в оригинале и своего любимого Диккенса. И поэтому мы хотим переиздать в этом году ее книгу, ведь в редакции уже осталось один или два экземпляра. Я рекомендовала бы эту книгу держать каждому на своем столе...

Особенно хочется обратить внимание на снимок на задней обложке. История этой фотографии фантастическая, потрясающая. Это знаменитый снимок: здесь Клара Филипповна вручает Папе Иоанну Павлу II электронную библиотеку газеты «День». Для истории нужно сказать, что это экземпляр № 2. Мы единственные, кто имеет такую библиотеку. В трех томах за 1996—1998 годы, и там зафиксирован этот период истории газеты «День», который я называю «наше алиби перед историей». Сергей Борисович Крымский говорил, что есть газеты — «зеркала», а газета «День» — это «окно». Клара Филипповна расширяла это пространство для нас. Аудиенция с Папой состоялась благодаря тому, что Клара Гудзик была отмечена за публикации в «Дне». Интересно, что в начале встречи она обратилась к понтифику на польском языке, а понтифик к ней — на украинском».

Клара Гудзик явила нам пример высокой христианской морали и редкого дара человечности. Царство ей небесное!


Где взять хорошую власть?

Клара ГУДЗИК

В нашем общественном сознании существует немало странных парадигм, связанных с неразрывным тандемом «народ — власть». Народ, думаем мы, — это что-то неприкосновенное, настоящее, монолитное и всегда справедливое: «Голос народа — голос Божий». Наша же власть во всех своих качествах и свойствах является полным антиподом народа. До такой степени антиподом, что ее можно подозревать в иностранном происхождении — что-то наподобие средневековых баскаков или членов политбюро КПСС. Другая национальность, другой характер и отсутствие любых социальных или родственных связей с народом, не вспоминая о внешних, вовсе не украинских интересах. И самое главное — другая мораль.

Отношение к власти — любой, власти как таковой — в Украине наследственно недоброжелательное, даже враждебное. Из-за этого у нас больше, чем в других странах, очень трудно, почти невозможно стать «пророком в своей Отчизне». Вспомним хотя бы последние годы — годы нашей независимости. Кого мы за это время уважали, кем гордились, кому доверяли, на кого равнялись, чьи слова цитировали? Никого — среди свыше сорока миллионов украинцев! Все были не такие: одни — «иностранцы», другие — «инородцы», «коммунисты», «националисты», «бандеры», а все вместе — разбойники с большой дороги. Даже своих великих усопших пророков успели хорошо облить грязью, быстренько воспользовавшись демократией и свободой слова.

За годы независимости украинцами была категорически забракована вся возможная шкала государственных деятелей — оторванные от общества ученые, талантливые дельцы, молодые, не обремененные советскими суевериями, «новые», а также «профессура» старой школы власти. Кажется, сошел бы на землю наш небесный покровитель архангел Гавриил, и того бы не признали, не одобрили, и ему не дали бы развернуться, не подождали бы результатов, а уже с первого дня кричали бы: «У відставку! На лаву підсудних! Геть! Геть!».

Но какое имеем право мы, народ, быть слишком принципиальными, требовательными к своей власти? Не из народа ли эта власть вышла, не является ли она частью нас, не отражает ли все наши, народные, качества? Ведь большинство представителей новой власти (так же, как и советской, кстати) всех уровней — это образованные мещане в первом-втором, хорошо, если в третьем, поколении. Их родственники и до сих пор живут в селе, то есть составляют тот же Народ с большой буквы, плоть от плоти которого и есть украинская власть.

Так кого же мы ругаем, кого упрекаем? Как ни крути, а получается — себя. Ведь кто воспитал наших державников такими, какими они есть? Не наша ли школа, не украинская ли семья, не те ли критиканы, которые во время выборов готовы голосовать за кого угодно, чтобы только «заработать» на этом какой-то пустяк? А скажите, пожалуйста, в какой семье, в какой школе сегодня делается особенный акцент на воспитании в детях таких качеств, как честь, честная работа, ответственность за других, самоотверженность? Или, может, наши церкви об этом заботятся, читая в храмах христианские заповеди на незнакомом прихожанам языке и установив «таксы на требы»? Или, может, духовенство представляет нам образцы бескорыстия и служения народу? Вспомним еще о том, как мы, журналисты, культивируем на своих страницах и экранах высокие понятия чести и достоинства.

Так кого, собственно, мы упрекаем в своих бедах? Кого презираем, «над кем смеемся, господа»?

(«Апокрифи Клари Гудзик», за загальною редакцією Лариси Івшиної. Видавництво ЗАТ «Українська прес-група», Київ-2005)

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать