Перейти к основному содержанию

Девять мешочков человечности

14 сентября, 18:39

История мультфильма «Девять» похожа на сюжет об американской или, скорее, голливудской мечте. Режиссер Шейн Эккер, работавший преимущественно как мастер спецэффектов в компании Питера Джексона, в 2005 году снял 10-минутный фильм о тряпочных человечках, борющихся с огромным механическим монстром. Фильм получил номинацию на «Оскар».

Этот успех в конечном счете породил идею создания полнометражной версии. Для воплощения замысла агент Эккера нашел продюсеров, о которых дебютант может лишь мечтать: Тима Бертона и Тимура Бекмамбетова. Фильм был снят и запущен в прокат. На этом история о голливудском счастье заканчивается. Потому что нужно переходить к собственно самому фильму, к его художественному качеству.

Собственно, «Девять» — это почти хрестоматийный пример об извечном противоречии между содержанием и формой. Старательная и оригинальная авторская работа над изобразительной материей заметна в каждом кадре. Удивительные человечки из мешковины и с человеческими душами не просто продуманы до малейших подробностей — каждый из них имеет собственный характер, собственную фактуру. То же самое можно сказать и об их врагах — механических чудовищах. В целом Эккер создал свой стиль, совместив промышленную эстетику времен Первой мировой войны с элементами барокко и очертаниями живых организмов наподобие котов, пауков, змей и птеродактилей. Зло в «Девяти» многолико, изобретательно, изворотливо, и потому поединки Девятерых с этой бионической нечистью смотреть интересно: все время ждешь, что выкинет очередной посланник красноглазой Супермашины, и как мешковинная малышня выпутается из беды.

Хорошо выполнены и пейзажи, где все происходит, — своего рода постапокалиптические ретро-руины, в которых смешаны обломки разновременных культур и даже цивилизаций. Герои перемещаются из здания в здание, каждое из которых имеет совершенно отличную архитектуру и вещевое наполнение. Визуальная среда в «Девять» вообще очень плотная, также имеет собственный характер.

И именно из-за всего вышесказанного особенно досадна полная банальность сюжета. Эккер хороший художник, но драматургически неопытный режиссер, и опытная сценаристка Памела Петтлер (имеющая в заделе историю «Трупа новобрачной» Тима Бертона), похоже, даже ухудшила ситуацию. С самого начала понятно, кто совсем плохой, а кто очень хороший, и кто виноват (конечно, безответственное человечество). Хорошо придуманы люди-мешочки, но уж такие сладко-трогательные, так хлопают этими глазками-объективами, что и мешочная грубоватость сходит на нет. Все разговоры о будущем, которое теперь «зависит только от нас», шаблонные ситуации по ходу сюжета, тонны морализаторства, абсолютно карамельная развязка портят фильм почти неисправимо.

Почти — потому что внутри «Девяти», пусть и в распыленном виде, все-таки содержится то первичное, живое зерно — удивительные мешочные гуманоиды, воюющие с не менее удивительными механизмами. Возможно, Эккер и не останется в истории как кинопостановщик — но место в ней именно как художник-аниматор он уже занял.

Автор благодарит кинотеатр «Киев» за возможность просмотра фильма на большом экране.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать