Дипломы есть, а образование?
Сегодня — Всемирный день студента
Cегодня отмечается Всемирный день студента — праздник, который на самом деле имеет довольно грустную предысторию. Именно 17 ноября 1939 года в оккупированной немцами Праге состоялась жестокая расправа над студенческой демонстрацией. Но ныне — это, в первую очередь, день солидарности учащейся молодежи, который в Украине отметят 2,4 миллиона человек. Вчера министр образования Станислав Николаенко и киевский мэр Александр Омельченко чествовали лучших студентов. Говорили о необходимости студенческого самоуправления, повышении стипендий и о необходимости улучшения качественного уровня вузов. Не секрет, что учебные заведения появляются в Украине в последнее время как грибы после дождя, а число молодых людей, получающих высшее образование, в последнее десятилетие неуклонно увеличивается. Повлиял ли этот факт на уровень образованности украинцев? Чем нынешние студенты отличаются от «советских»? Об этом «День» решил расспросить экспертов.
Мирослав ПОПОВИЧ, директор Института философии НАНУ, академик:
— 1. В связи с тем, что появилось множество учебных заведений, соответственно и образование стало более разнообразным. Этот факт приближает нас к западным образцам, но я не вижу в этом ничего положительного. Например, сейчас по всей Украине функционирует 22 сельскохозяйственных аграрных университета, но ни один из них не сравнится с бывшей Сельскохозяйственной академией. Большинство техникумов стали лицеями, институтов — университетами, а университетов — академиями. Мы, таким образом, потеряли разницу между различными ступенями образования. Тот стандарт, который был раньше, намного лучше, чем нынешняя кустарная система, ведь преподавательский состав не имеет соответствующего уровня образования. Первым шагом для прояснения ситуации должна быть налаженная система финансирования — для поднятия уровня заработной платы преподавателям и поиска путей помощи студентам. Конечно, и сегодня в нашем государстве есть прекрасные учебные заведения — например Киево-Могилянская академия, которая практически возникла на пустом месте, но сейчас имеет сильнейший преподавательский и студенческий состав, и является лучшим образцом западных университетов.
2. Нет большой разницы между современными студентами и студентами советских времен. Очень радует, что у нашей молодежи есть жизненное направление, заинтересованность. Разница заключается только в том, что у нынешних студентов намного больше возможностей для поиска разнообразной литературы. В этом взрослое поколение было несколько ограничено. Ведь то, что я узнал в 40—50 лет, сегодня уже, наверное, знает аспирант.
Евгений БЕРЕЗНЯК, заслуженный учитель Украины, кандидат педагогических наук, почетный доктор Института педагогики Украины:
— 1. Увеличение количества дипломов в нашем государстве не является критерием оценивания образованности украинцев. Наоборот, сегодня население менее образованное, чем еще несколько лет тому назад. В трудные времена 1927 года мы преодолели массовую безграмотность, но в 1995 году планка образования снова снизилась, ведь органы власти стали меньше уделять внимания образовательному процессу. Каждый год 10 — 20 тысяч детей не идут в школу, а кто пошел, не всегда может получить среднее образование. Участились случаи, когда уже взрослые дети вообще не посещали школы. Тот факт, что количество учебных заведений увеличивается, только доказывает их сомнительность. Сейчас Министерство образования аннулирует некоторые лицензии частных учебных заведений. И это правильно, поскольку, не имея соответствующих знаний, преподаватели не имеют права давать высшее образование.
2. Современные студенты имеют большую свободу действий, имеют право спорить, дискутировать — при тоталитарном режиме это студенческое право было ограниченным. Однако многие студенты того времени стали сегодня выдающимися педагогами, а современные дипломы даже не признаются во многих странах мира.
Петр КРАЛЮК, доктор философских наук, профессор Острожской академии:
— 1. Народ никогда не довольствовался своим уровнем образования, мы всегда стремились к большим результатам. Но дело в том, что каждое время требует свои стандарты образования. Исследователи считают, что сегодня уже наступил момент четвертой коммуникативной революции, и на смену средствам массовой информации приходят мультимедийные коммуникационные технологии. Соответственно, вследствие этих процессов меняются и критерии оценивания образования. Что касается увеличения количества дипломов, то они никоим образом не влияют на уровень образованности, ведь в первую очередь, ценится профессионализм. Собственно, сегодня уровень образования украинских граждан, полностью отвечает всем потребностям общества.
2.Если сравнивать студентов советского периода и независимой Украины, стоит отметить, что первые были хорошими исполнителями, но малоинициативными. Сегодня студенческая жизнь демократизировалась, и хотелось, чтобы это было подкреплено квалификационной кадровой подготовкой молодежи.
Владимир ПАНИОТТО, социолог, профессор Киево-Могилянской академии:
— 1. С увеличением количества дипломов мы не стали умнее. Это только засвидетельствовало, что политика, которая должна регулировать деятельность учреждений образования, стала менее жесткой. Многие из них, воспользовались ситуацией, чтобы повысить свой статус, не имея на то основательных причин.
2. Современные студенты стали более самостоятельными, раскрепощенными, они намного лучше ориентируются в международной коммуникации, имеют больший доступ к любой литературе, ездят за границу. Но в этом есть и отрицательная сторона, им приходится за все это платить немалые деньги. Хотя именно этот фактор вынуждает их серьезно относиться к жизни.
Юрий ПОКАЛЬЧУК, кандидат филологических наук:
— Сейчас позитивным фактом является происходящее массовое сокращение частных вузов. Этот шаг является чрезвычайно позитивным для нашего государства. Ведь распространенные по нашей стране «модные» вузы мешают нормальному развитию образовательного процесса. Проблема еще и в том, что у нас не налажена система государственного видения на количество тех или других специалистов. Власть должна понять, что профессионально подготовленные специалисты — это перспектива будущего Украины. Старшее поколение всегда критикует младшее, но позитив или негатив можно найти во всем. Колоссальное развитие масс-медиа, а также возможность информационных технологий облегчают обучение студенту, но именно это и ослабляет их внимание и отвлекает от образовательного процесса.
Выпуск газеты №:
№212, (2005)Section
День Украины