Перейти к основному содержанию

Дом под звездным небом

В Киеве прошел шестой кино- видеофестиваль «Открытая ночь»
18 июня, 00:00

Ф естиваль «Открытая ночь» хорош не столько тем, что на нем показывают, сколь ко тем, как это происходит. Всю программу так или иначе можно будет посмотреть осенью на «Молодости»; а вот настолько концентрированного ощущения праздника не встретишь, пожалуй, нигде. Кино с вечера до рассвета на открытой террасе, звездное небо вместо крыши и полуночный Андреевский вниз по склону — такой антураж поискать.

Здесь, конечно, тот вариант, когда важны не столько призы, сколько участие. У фестиваля действительно благодушный характер — июньской ночи разлитие желчи противопоказано. Отец-основатель Михаил Ильенко заготавливает призы впрок, дробит конкурс на добрый десяток номинаций, причем отдельные награды предусмотрены для профессионалов и отдельные — для студентов. Резоны всем известны — снимать что-то внятное хоть на видео, хоть на кинопленку в нынешних условиях — дело, граничащее с героизмом. Потому никто из мало-мальски даровитых фильммейкеров не должен уйти обиженным.

В профессиональной части имелся единственный, безусловный фаворит как в количественном, так и качественном отношении. Сергей Маслобойщиков представил на конкурс три (!) картины — неигровые «Две семьи» и «Lider» и полнометражный «Шум ветра». В первом случае вопрос с победителем решался сам собою, коллизия возникала лишь между экспериментальностью «Двух семей» (исследование отношений двух дворянских родов — Тарковских и Тобилевичей) и несколько театрализованным реализмом «Лидера». «Две семьи» выглядели предпочтительнее в кинематографическом плане. Режиссер сумел соединить свои находки с кадрами из фильмов Довженко и Тарковского в единую визуальную ткань, образно насыщенную, поражающую именно мастерским освоением чужого, мощного материала и отменным встраиванием его в контекст картины. Все же, жюри отдало предпочтение словесным парадоксам великого сценографа Даниила Лидера, подкрепленным выверенными кадрами Маслобойщикова. Приз в категории неигрового профессионального кино получила видеолента «Lider». «Шум ветра» собрал, вполне закономерно, еще более обильный урожай — приз в конкурсе «Премьера одного кадра», приз оператору Богдану Вержбицкому, специальная награда композитору фильма Ефиму Гофману напополам с Владимиром Губой (документальная лента «Катерина Білокур. Послання»). Наконец, по совокупности достижений — лучшим режиссером-профессионалом признали Маслобойщикова.

Некоторую конкуренцию «Шуму ветра» в игровой профессиональной номинации составила короткометражка «Осторожно! Окрашено!». Основное достоинство последней работы молодого режиссера Сергея Наталушко — внятная, завершенная драматургия. История о холсте, волшебным образом вдохновляющем потерявшихся в жизни людей на творчество, в фильме исполнена трогательно и остроумно (немалая заслуга в том правильно подобранного актерского состава, где выделяется в первую очередь Виталий Линецкий).

Отсутствовала интрига в конкурсе студентов-аниматоров. Из четырех работ на первенство всерьез претендовали только «Зяблики и другие» Анатолия Лавренишина. Оригинально нарисованная и смешная «мультяшка» получила приз как лучшая киноанимация; лучшим мультфильмом на видео стала душещипательная «И это все о ней» (режиссер — Марина Касавина). Остальные работы были исполнены слишком уж по- ученически, их компьютерное происхождение прочитывалось явно.

Пожалуй, самая острая конкуренция развернулась в номинации «студенческий игровой фильм», что не могло не радовать — юные институтские дарования снимают, несмотря ни на что. Зачастую это, конечно, выливается в невразумительные, с мутным изображением, плохим звуком и любительской режиссурой картинки, которые исправно пополняют архив кинофакультета. Но все же из шести претендентов как минимум три были чем-то да замечательны — то ли эффектно рассказанной историей, то ли парой хороших ракурсов, то ли старательным исполнением. Специальный приз «За кисло-сладкую политкорректность» получило пятиминутное видео «Карамелька» (режиссер — Елена Марышкина). Способ стабилизации отношений со слишком говорливой спутницей жизни — с помощью карамельки — воплощен не без умиления и даже определенной сентиментальности, присущей, скорее, добротному советскому кино.

Звание лучшего оспаривали «Романс» (режиссер — Наталья Скрипка) и «Глубокий колодец» (Роман Бондарчук). Победил первый — как более четко, без излишеств выполненный. В три минуты здесь уместилась целая новелла — карманник крадет кошелек, находит там только мелкую купюру, бросает ее уличной скрипачке, но, когда деньги пытается присвоить другой воришка, карманник возвращает их музыканту. Сделано ритмично и точно, снято классно — оператора фильма Андрея Посонского также признали лучшим.

В «Глубоком колодце» имелись свои преимущества — более затейливый сюжет, а, главное — очень редкое не только у наших студентов, но и вообще в отечественном кино умение создавать напряженную атмосферу в фильме. Разрушение бытия семейной пары, ведущей безыскусную жизнь на лоне природы, интерпретировано как катастрофа, и экологическая, и психологическая. Причем, что важно, — с помощью умело найденных приемов отстранения. Нам не показывают, как семья, утратившая свой дом на берегу, обустраивается на новом месте, среди города, в многоэтажках — просто на экране появляется съемочная группа с камерой, интервьюирующая обитателей этих многоэтажек, реальных пожилых женщин. И из их ответов становится более чем понятно, где теперь придется жить молодой семье. Вообще, стоит отметить, что режиссер пользуется очень простыми средствами — дождь, лицо, внезапно появляющееся в окне и т. д. — но применяет их настолько уверенно, что они воздействуют на зрителя независимо от степени его, зрителя, профессиональной ангажированности, будь то критик или рядовая персона в зале.

Что касается самих зрителей, то призом своих симпатий они распорядились предсказуемо, проголосовав за «Зябликов» и студенческий игровой фильм «Кому не спится в ночь глухую» (режиссер Владимир Дощук). В последнем случае пропасть между критиком и «просто публикой» представляется особенно глубокой. Ибо критику очень сложно уразуметь, кого, при здравом уме и твердой памяти, могут смешить сальные хохмочки, на которых фильм Дощука построен. Очевидно, критик страшно далек от народа.

В целом, «Открытая ночь» своим Шестым дублем доказала свое доброе здравие и устремленность к долгой жизни. Наполовину студенческая, наполовину «взрослая», она всегда будет обеспечена соискателями ее наград и нешуточной борьбой между ними. И главное — всегда будет праздник. Потому что всегда будут — Андреевский, звездное небо, теплый летний ветер и ранний июньский рассвет.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать