Духовная столица или промышленный город?
Жители Канева не поддержали идею строительства зернового терминала26 июня во время общественных слушаний большинство собравшихся проголосовали против строительства. Это голосование имеет только рекомендательный характер для Каневского городского совета, ведь именно там во время ближайшей сессии и будет приниматься окончательное решение. Однако, учитывая тот факт, что местные выборы не за горами, голосование депутатов городского совета предполагается полностью прогнозируемым.
Как уже сообщал «День», Канев с недавних пор стал стратегическим объектом для строительства портового перегрузочного терминала — подобного тому, что его компания «Нибулон» уже построила в селе Витове Чигиринского района. В этот раз «Нибулон» намеревается построить на левом берегу Днепра терминал для предыдущей обработки и перегрузки зерновых, а также последующей их транспортировки рекой к месту назначения. Но каневчане настороженно отнеслись к подобной идее. Ведь уже имеют опыт «сожительства» с «Укршампиньйоном», который распространяет на весь город малоприятные запахи, и с «Нашей Рябой», загрязняющей малые реки.
Роман КУЧЕРЕНКО, участник общественных слушаний, преподаватель Восточноевропейского университета экономики и менеджмента:
— На общественных слушаниях «нибулоновцы» презентовали достаточно интересный проект, однако запуганные открытками, которые были разбросаны по почтовым ящикам накануне и организованные депутатом городского совета Коржовым, который будет кандидатом скоро на должность городского председателя, большинство собравшихся проголосовали против строительства. В открытках людей убеждали в том, что перегрузочный терминал нарушит экологию города и вызовет всплеск заболеваний на «астму, туберкулез и рак». Игра на страх и нежелание напрячь себя поисками истины фактически беспроигрышная, что и доказано результатами голосования на слушаниях. Проект является находкой для города. Ведь кредит на проект «Нибулону» предоставляет Мировой банк, а он никогда не финансирует экологически опасное производство. Кроме того, проект будет находиться в промзоне ОАО «Днепробуд» — именно это предприятие согласилось продать «Нибулону» почти 5 гектаров земли, на которой и так в настоящий момент расположены высотные краны и ржавые емкости, высотой в 17 метров. Позитив также в том, что терминал, который хочет строить «Нибулон», закрытого типа, оснащенный фильтрами и в целом все автоматизировано. Емкость терминала 76 тысяч тонн зерна, а будет работать не больше 100 работников. Еще «нибулоновцы» соглашаются на социальную нагрузку, даже гендиректор предприятия Вадатурский намекнул на возможность достройки Городского дома культуры, который начал строиться еще в советское время и до сих пор портит своим видом центр города. Также реализация проекта даст возможность возобновить судоходство по Днепру и железнодорожную станцию, которая когда-то давно функционировала в Каневе.
Владимир КОРЖОВ, депутат Каневского городского совета, председатель общества предпринимателей Канева:
— Впечатление от общественных слушаний, с одной стороны, позитивные, потому что граждане пришли и высказались против строительства терминала. А с другой стороны, досадно, что так мало людей пришло — менее трехсот. Хотя распространялись открытки, в которых призывали не быть безразличными и прийти, — мы больше восьми тысяч таких открыток раздали. Также неприятно слышать, что некоторые ораторы ставят на первое место деньги. Мол, пришел инвестор, и давайте соглашаться на любые условия, невзирая на экологические последствия. Но Канев — это четвертая Чернобыльская зона, здесь уже есть «Наша Ряба», «Укршампиньйон»... И как можно сравнивать здоровье и деньги, если эти вещи несопоставимы? Относительно рабочих мест, то все мы помним, как в Каневе закрывался хлебзавод. Закрылся, сотня людей потеряла работу. И никто тогда об этом не кричал. А теперь мы радуемся, что появятся новые рабочие места, и нас будут травить. Подобное отношение меня очень тревожит.
Иван ЗАЕЦ, народный депутат Украины:
— Строительство терминала — это не тактический, а стратегический вопрос. И этот вопрос нужно решать, учитывая украинские национальные интересы и интересы общества Канева. Ведь именно там находится могила Тараса Шевченко, и Канев может сыграть большую роль в углублении национальной идентичности и соборности. Кроме того, в настоящий момент естественный капитал является лимитирующим фактором. Поэтому все мы заинтересованы в сохранении природных ресурсов, в сохранении исторических ландшафтов и естественных берегов Днепра.
Люди заинтересованы иметь новые рабочие города, чтобы город был чист, чтобы развивался малый и средний бизнес, который связан с туризмом. И застраивать левый берег Днепра — это просто преступление, безотносительно к проекту — или это «Нибулон» или кто-то другой. Я лично предложил принять отдельный закон по Каневу, чтобы обеспечить его устойчивое, сбалансированное развитие. Кабмин должен подготовить такой закон. Ведь это святая для украинцев земля — здесь не только Тарасова гора, но и Княжеская гора, левый берег Днепра, неподалеку Прохоривка, где Шевченко был арестован в последний раз, неподалеку Трахтемырив, Межирич — поселения палеолитической эпохи с хатами из костей мамонта... Все это есть, но оно в запущенном состоянии. Отдельный закон даст возможность создать здесь соответствующую туристическую инфраструктуру, отремонтировать дорогу от левого берега через дамбу... Характерно, что территорию, на которую претендует «Нибулон», хотели застраивать еще в советские времена. Там должны были быть литейные заводы. Я боюсь, что речь идет о сознательном политическом уничтожении духовной столицы Украины. И люди все это чувствуют и с болью реагируют.
Выпуск газеты №:
№113, (2010)Section
День Украины