Экстравагантная «Кармен. Т V»
25 октября театр «Киев Модерн-Балет» приглашает на премьеруХудожественным руководителем, а также постановщиком премьерной «Кармен.ТV» является популярный нынче молодой балетмейстер Раду Поклитару — автор хореографических постановок одноактных балетов «Картинки с выставки» на музыку М. Мусоргского, «Весна священная» Игоря Стравинского, идущих на сцене Национальной оперы Украины. Его хореографические действа известны в России, Молдове, Латвии и других странах постсоветского пространства и в Европе. Новообразованный театр (труппа состоит из 16-ти молодых артистов), открывшийся в этом году, поставил перед собой задачу сделать балет современным и понятным для представителей ХХI века.
Известно, что новелла Проспера Мериме и музыка Жоржа Бизе неоднократно становилась предметом театральных экспериментов. Неожиданная и провокационная в свое время постановка Андрея Жолдака, где делается акцент на визуализации, эстетизации действия, а также решающая роль звуковых символов и элементов пантомимы позволили назвать сценическое произведение модерным спектаклем. Неоднократно киевский зритель мог увидеть и сценическую версию «Кармен» Романа Виктюка, где при гиперболизированном динамизме, порывистости действия сохранена символика Мериме и бессмертная музыка оперы Бизе. Конечно, нельзя не вспомнить и «Кармен» в Национальной опере Украины, где главной является линия любви.
Раду Поклитару предлагает свою интерпретацию известного классического сюжета как авангардно-ассоциативное хореографическое произведение, позволяющее, возможно, по-другому воспринять и героев «Кармен», и поданные автором проблемы, при этом предлагая зрителю оказаться в атмосфере Испании ХIХ века. В пластическом спектакле — как обычные знаки (черно-красная колористика, воображаемое подвижное сердце в руках влюбленного, костюмы, не лишенные национального испанского колорита), так и неожиданный визуальный ряд, позволяющий воспринимать пластическое действие обостренно, с определенными акцентами, четким переходом с одной смысловой плоскости в другую. Здесь есть эмоциональный, интимный танец с элементами пантомимы, и одновременно — динамичный порывистый, даже несколько ироничный пластический этюд «на двоих», в котором главная героиня Кармен предстает как несколько эпатажная, но очаровательная «дикарка».
Экстравагантности хореографическому спектаклю «Кармен.ТV» добавляют сценографические апартаменты (художественное решение — Андрей Злобин), составляющие подвижную декорацию, на которой можно рассмотреть ленты-бинты, которые, наверно, понадобятся для заживления сердечных ран героев, а также лента-знак «stop», который должен намекнуть персонажам об опасности. Главные партии в балете исполняют: Кармен — Ольга Кондакова, Хосе — Дмитрий Кондратюк, Эскамильо — Алексей Бубнев.
Спектакль театра «Киев Модерн-Балет» — первая ласточка, которая должна привлечь, в первую очередь, молодого зрителя, ведь лишенная классических стереотипов относительно балета как жанра искусства «Кармен.ТV» — это своеобразный микс классической музыки, шоу, достаточно «оправданной» актерской работы. Кстати, Раду Поклитару считает, что не принимая во внимание то, что Ж. Бизе хотел написать оперу, его музыка на самом деле является совершенным материалом для балетной постановки.
Создатели сценического действа говорят о своих планах относительно будущих спектаклей, которые будут логическим продолжением их «модерн»-деятельности. Хотя интересующиеся так и не услышали объяснения названия первого спектакля, а особенно его второй части «ТV». Возможно, это расширение свидетельствует о некоторой эстетической фрагментарности, клиповости, или же является своеобразным PR-ходом, способом привлечения зрителя. Во всяком случае, постановщики действа обещали, что зритель обо всем должен догадаться, посмотрев премьеру театра «Киев Модерн-Балет» 25—26 октября в помещении Театра им. И. Франко, конечно, подключив собственную фантазию.
Выпуск газеты №:
№178, (2006)Section
День Украины