Еще одна жизнь нашей знаменитой фотографии
Фотография обладателя «Золотого Дня»-2018 Евгения Сосновского «Дочка» стала... картиной на полотне
Этот снимок знаком очень многим читателям «Дня» и поклонникам нашего фотоконкурса и выставки. В 2018 году работа мариупольского мастера Евгения Сосновского «Дочка» получила одно из двух наивысших отличий нашего фотосоревнования — Приз призов «Золотой День». «Каждый раз, выбирая победителей, мы расставляем не только технологические акценты, — подчеркнула во время тогдашнего награждения главный редактор «Дня» Лариса Ившина. — Сильные снимки бывают тогда, когда встречаются энергии мнений людей из разных сфер. Это именно такая фотография. Мы знаем, какой Мариуполь героический, и этот снимок несет в себе очень много смыслов. Можно было бы назвать этот снимок «Папа», но мы назвали его «Дочка». Ради детей эти ребята там, ради них мы приобщаем общество к тому, что происходит в нашей стране».
«Журналисты спрашивают меня, что транслирует наша выставка. В первую очередь — солидарность. Я хочу, чтобы в каждом доме, где не воюют и где нет никаких потерь, все равно были подключены к этим изменениям и чувствовали эту энергию солидарности. А другие — потребность тепла, добра, которые тоже излучают много наших фотографий», — продолжила тогда Лариса Алексеевна. Интересно, что история последующей жизни этой фотографии только подтверждает ее слова.
Напомним, хронологию появления этого снимка (подробнее см. материал «Выставка, направленная в будущее»: фотография сделана 16 июня 2018 года, когда в Мариуполе отмечали четвертую годовщину освобождения от «ДНР». «Вообще это 13 июня, но праздновали в выходной, 16-го, — рассказал нам Евгений Сосновский, который в том году, к сожалению, не смог приехать в Киев на торжественное открытие выставки, но очень внимательно смотрел ее видеотрансляцию. — Проводили парад военных — полка «Азов», военной техники, было торжественное построение на площади. Обычно, ко многим бойцам в этот день приезжают жены с детьми, так было и тогда. Уже после построения буквально проходил мимо и сразу обратил внимание на такую сценку, меня очень тронула эта девочка в панамке, которая стояла рядом со своим отцом — крепким воином. Единственное, он попросил не фотографировать его, но дочку — разрешил. Сделал несколько снимков, потом выложил в альбом об этом событии на «Фейсбуке». И этот боец также увидел эту фотографию, потом написал мне личное сообщение в «Фейсбуке», поблагодарил за то, что я сдержал слово, не фотографировал его лицо, сказал, что ему тоже понравилась фотография дочки. Мне кажется, на этой фотографии, хотя и нет лица этого бойца, чувствуется, что это настоящий воин — по его руке, по тому, как он держит автомат». К слову, господин Евгений потом передал отцу девочки и наши газеты с этим фото, и он был искренне рад.
Поэтому подлинную глубину этого снимка почувствовало очень много людей — фотографию не только постоянно отмечали как одну из наилучших посетители наших фотовыставок в разных городах Украины. В этом году, во время открытия Фотовыставки «Дня»-2019 в прифронтовом Днепре, главный редактор «Дня» сделала подарок местному военному госпиталю — и это была именно фоторабота «Дочка» Евгения Сосновского.
А дальше — замечательная цепочка событий. Господин Евгений, очень приятно удивленный таким выбором, распространяет на своей странице в «Фейсбуке» наш материал о передаче работы представителями Молодежного совета Днепра со словами: «Неожиданное продолжение истории одной фотографии... Надеюсь, она сможет хоть немного согреть сердца наших Героев, которые оказались в Днепровском военном госпитале».
Эта фотография привлекает внимание мариупольского художника Александра Бондаренко. «Мое любимое фото современности», — говорит он. Между прочим, господин Александр неоднократно участвовал в выставках мариупольских художников.
Так вот, 26 февраля художник пишет Евгению Сосновскому в комментариях к фото, что «хочется написать с него работу, но страшно браться...». А уже в прошлую пятницу, 20 марта, Александр Бондаренко распространяет в соцсети снимок... своей картины на полотне — по сюжету фото господина Евгения! Художник назвал собственную работу «Мой папа». В то же время он, как и много других, прежде всего, был поражен образом девочки. «Этот ребенок очень душевный», — говорит господин Александр «Дню». Девочке, как и многим соотечественникам и жителям прифронтового Мариуполя, «печет» тема российско-украинской войны на востоке Украины. «Эта фотография очень поразила меня, потому я решил написать с нее картину», — делится художник.
Кстати, это уже второй случай такой, можно сказать, созвучности двух мастеров. Раньше Александр Бондаренко перенес на полотно сюжет снимка Евгения Сосновского, где изображено одно из старых зданий Мариуполя (напомним, об увлечении господина Евгения фиксацией архитектурных памятников родного города мы писали в материале «Архитектурные уроки Мариуполя»).
«Мне, конечно, это очень приятно», — говорит «Дню» Евгений Сосновский. Он сознается, что и представить не мог, что его фотография будет иметь такую насыщенную жизнь. «Я даже когда отправлял на выставку, честно говоря, не думал, что она привлечет такое внимание и получит главный приз. Для меня это было полной неожиданностью. И то, что эту фотографию подарили в госпиталь, меня также приятно поразило. Хорошо, когда у фото действительно есть какая-то жизнь. Не просто — отснял и забылось. А вот уже второй год миновал, а оно еще таким образом «заиграло», — улыбается наш мариупольский единомышленник.
И как здесь не вспомнить неизменный лозунг конкурса «Дня» — на фото должно быть что-то большее, чем фото. Так и есть!
Выпуск газеты №:
№53, (2020)Section
День Украины