Перейти к основному содержанию

Фишель без фальши и первая струна передачи

12 декабря, 19:01

Самый главный, самый болезненный вопрос современного искусства спотыкается о невозможность осуществления жеста, открывающего человеческое лицо: «вот человек без лукавства». Два полюса магнитного поля постмодерна: демонстративная какофония с одной стороны, а с другой — отголосок прошлой гармонии в плену фальши. Муляжи райских яблок насквозь источены шашелем сомнений, фрустрации, почти фанатичного одиночества...

Но однажды художник надкусывает натуральное спелое яблоко и видит в нем не огрызок, а структуру подрамника. Простую форму ожидания будущих картин. Ищет опору для будущих форм, не настолько неотесанных, не настолько гордых, не на продажу. Форму ожидания настоящей формы. Ожидания настоящей встречи (по ту сторону страха подмен, подделок, фальсификаций).

На пути к ней приходится полосу за полосой изрезать горизонты картин старых мастеров. Нырять под толщу льда, вод, времен и поднимать со дна собственного зрительного сознания затонувшие образы. Пласт за пластом «раскапывать» портреты Лукаса Кранаха Старшего, как раскапывают археологические пласты скифского кургана. Археология лица (чужого — собственного). Разрезание образа «Я» лезвием, заостренным классикой.

Высвобождение от фальши наших поз перед зеркалом (перед фото или видео) приходит с неожиданной стороны. Наш зажатый в себе Вавилон (ни проехать, ни машину поставить) неожиданно посетила вселенная Нико Пиросмани. На его черном небе есть пространство для звезд зверей, планет людей, галактик пиров. Удивительная тропа поворачивает от пластов археологии до непосредственности непостижимой встречи с живым человеческим лицом. Где (на какой траектории взгляда и сознания?) тбилисский художник звал своего киевского товарища? Как догнал его и передал свой огонь, сжигающий мусор отчужденного и алчного отношения к вещам? Не знаю. Тайна дара остается таинством и для того, кто его получил.

Павел Фишель отвечает на этот ключевой вопрос присказкой. Расстроенную гитару проще настроить, если обратиться к другому музыканту с просьбой коснуться первой струны: «Дай «ми»! Первая струна другого — самое первое средство настроить забытый музыкальный инструмент общения. Самое первое лекарство от хронической хвори и разлада в человеке и в искусстве. Противоядие от почти непреодолимого яда фальши, взбаламутившего кровь ультрасовременного человека. В Париже или Нью-Йорке зрители тоскливо жалуются у модных инсталляций: «ни складу, ни ладу». Нечего греха таить, самой большой тайной является теперь передача простого человеческого настроения другому человеку. Состояние и призыв: «Настрой...»

«Дай «ми»!», — обратился человек к человеку, — me, меня, мне дай. И гляньте — все-таки получил самого себя! Уникальное настроение, полностью личный ответ лица — лицу, Нико — Пинхасу. Встреча лиц на новой земле под новым небом приоткрывает пространство мира, где могут быть собой, без страха, в полный рост и в полный голос грузин, еврей, славянин. Снова неповторимые в своей сущности и наконец-то действительно родные. Быть без фальши, быть вместе, в начале библейского «Бытия»: «Берешит...»

P. S. Выставка работает в галерее искусств Культурно-творческого центра НаУКМА

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать