Глобальная киноправда

Фестиваль «Док-Майдан» — одна из самых интересных акций в кинематографическом календаре Киева. Его проводит группа энтузиастов на базе кинотеатра «Жовтень», каждый раз представляя ленты, объединенные вокруг определенной тематики. На этот раз «Док- Майдан» имеет подзаголовок «Глобализация»
Это тот случай, когда уже из названия понятно, о чем будет идти речь. Явление сначала анти-, а потом и альтерглобализма после бурных, иногда похожих на уличные бои демонстраций по всему миру и появления сапатистской партизанской республики в Мексике стало любимой игрушкой прессы и политологов. А также — увлечением политически активной молодежи. Основной объект атак альтерглобалистов — мощные финансовые корпорации и международные организации, содействующие им — Всемирная торговая организация, Международный валютный фонд и тому подобное — которые, с точки зрения критиков, устанавливают несправедливый мировой порядок. Обделенными в первую очередь оказываются самые бедные страны, население которых составляет большинство в мировом масштабе. Отсюда и протест против глобализации, предъявляемый корпорациям и ВТО с МВФ, и требование другого (отсюда приставка «альтер-») порядка мирового хозяйствования.
В новейшей истории уже не раз находило подтверждение неписаное правило: любое общественное движение, чтобы приобрести постоянную популярность, должно иметь яркое творческое обеспечение. Успехи марксистской идеи в начале прошлого века не в последнюю очередь объясняются тем, что ее разделяли наиболее выдающиеся художники, поэты и кинематографисты эпохи. Контркультуру 1960-х вообще невозможно отделить от протестного движения того, в лучшем смысле этого слова, сумасшедшего десятилетия. В Польше времен коммунизма мятежные перформансы «Оранжевого интернационала» иногда собирали не меньше людей, чем акции «Солидарности». На наших широтах тот же Майдан был настолько же митингом, насколько и концертом, театральным представлением и гигантским конкурсом народного творчества.
Фестиваль «Глобализация» для любознательного отечественного зрителя является чуть ли не первой презентацией творческого продукта, в той или иной степени инспирированного альтерглобалистской идеологией. Правда, фестиваль — достаточно условное определение, потому что полноценным киносеансом (при том, что билеты стоят именно как на широкоформатное кино) это не назовешь, это скорее видеопросмотры, ведь фильмы демонстрируются с дисков, из-за чего качество звука и изображения соответствующие. Тем не менее, материал действительно уникален.
Всего в программе 6 лент. Картины «Моя глобализация» (режиссер Жиль Перре, Франция) или «Четвертая мировая война» (Ричард Роули, Жаклин Сухен) скорее представляют собой полнометражные репортажи. Интересны картины «Захват» (Еви Льюис, Наоми Кляйн, Канада) об оккупации аргентинскими рабочими, оказавшимися на грани увольнения, своего предприятия, и «Нефтепровод за дверями, или Танцы дракона» (Нино Киртадзе, Франция-Грузия) о буднях крестьян в долине Боржоми, где должен пройти магистральный нефтепровод. Документальная комедия «The Yes Men» (Крис Смит, Дан Олман, Сара Прайс, США) выигрывает за счет главных действующих лиц. Фильм фиксирует деятельность дуэта шутников «The Yes Men» (дословно — «Да-люди»), которые, выдавая себя за функционеров ВТО, ездит на серьезные конференции, где устраивает абурдистские лекции-спектакли. Это действительно смешно — наблюдать, как эти озорники с невозмутимыми лицами демонстрируют на конференции производителей текстиля исполинский фаллос, с помощью которого предлагают руководить рабочими, или докладывают студентам, что проблему голодания в бедных странах можно решить путем переработки продуктов жизнедеятельности Европы во «вторичную еду»; причем в каждом случае аудитория все воспринимает абсолютно серьезно, даже известие о самороспуске ВТО.
«Кошмар Дарвина» (Хьюберт Соупер, Франция-Австрия-Бельгия) далеко не такой веселый, но более впечатляющий. Режиссер исследует жизнь африканцев, живущих вокруг самого большого в мире тропического озера Виктория. 40 лет назад в озеро запустили нильского окуня — огромную прожорливую рыбину, уничтожившую все другие виды в местных водах, зато породившую прибыльную индустрию. Теперь мясо этого хищника, которое считается деликатесом, поставляют в Европу. Взамен местное население получает такую «необходимую» вещь, как оружие для местных войн и рыбьи головы в качестве еды, а также вспышку разнообразных заболеваний. Соупер никого не обвиняет, избегает лишних комментариев. Он сосредоточивает внимание на людях, дает им выговориться: российским и украинским пилотам, вывозящим рыбу, девушкам, занимающимся проституцией, чтобы выжить, беспризорным детям, ночному сторожу, защищающему свой объект луком с отравленными стрелами, пастору, помогающему больным СПИДом, но осуждающему использование презервативов. Все эти люди максимально искренни, хотя у каждого своя правда, и потому они убедительнее многих актеров, что играют, по сути, самые сложные роли — самих себя...
Конечно, несколько фильмов, даже награжденных призами, еще не составляют тенденцию. Но некоторые выводы можно сделать: альтерглобалистского кинематографа как творческого явления с четко обозначенными стилистическими признаками пока что нет, и, вполне возможно, не будет. Есть определенно социальное кино. А то, насколько оно интересно, естественно, зависит от таланта автора. И то, что в критической документалистике наблюдается активный приход таких талантов, — очень отрадно. То же самое, в общем, можно сказать и обо всем комплексе артистических движений, сопровождающих борьбу с «новым мировым порядком».
Что же касается нас, то у нас нет пока даже признаков чего-то подобного. А впрочем, чтобы появилось какое-нибудь «анти» или «альтер» (Витренко попрошу исключить), нужно для начала хоть немного глобализироваться...
Выпуск газеты №:
№217, (2006)Section
День Украины