Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Голод и дети

Ученики киевских школ будут рисовать трагедию 1932—1933 годов. Не слишком ли?
24 октября, 20:07

В ноябре киевские школы ждет небывалая акция — конкурс рисунков учеников 6—11 классов, посвященных Голодомору. Инициатива принадлежит главному управлению образования и науки Киевской городской государственной администрации, а конкурс в несколько этапов пройдет во всех школах. По словам организаторов, лучшие работы отберут, создадут из них экспозицию и 18 ноября ее откроют в Киевском дворце детей и юношества.

Заместитель городского главы Киева Сергей Рудик во время заседания организационного комитета по подготовке мероприятий в связи с годовщиной трагедии Голодомора сказал, что «рисунки с этой выставки будут положены в основу сюжетов социальной рекламы». Планируется, что в главном управлении рекламы КГГА их доработают и разместят на билбордах и ситилайтах города. Но это еще не все. Почти одновременно в столичных и всех украинских школах проходит еще один конкурс на эту тему, инициированный Министерством образования и науки Украины «Память народа», цель которого — побуждать детей интересоваться историей, в частности, отыскать очевидцев Голодомора.

При всем почтении и уважении к памяти умерших, среди которых есть и мои родственники, не слишком ли много мы взваливаем на плечи детей? Ведь как это — рисовать трагедию? Как рисовать голодных и опухших детей такого же возраста, как ты сам? Как детям рисовать мертвых, которых сбрасывают в общую могилу, трупы на дорогах, советских служак, отбирающих последний хлеб, переворачивающих вверх дном хату?.. Очевидно, что таким образом мы даем неплохие аргументы в руки тех, кто отрицает Голодомор в Украине. Мол, уже взялись и за детей: травмируют их.

Елена ЛИЩИНСКАЯ, кандидат психологических наук, докторант, старший научный сотрудник Института социальной и политической психологии АПН Украины:

— Голодомор — это дистрессовый опыт. Ученики 6—11 классов — это подростки. Эти дети являются очень впечатлительными, у них еще не сформированы взгляды на жизнь. Поэтому рисовать Голодомор — это экстремальное педагогическое мероприятие для них. Понятно, что речь идет о воспитании определенных качеств у школьников — патриотизма, сочувствия, осознания того, чем люди заплатили за то, что современникам нынче легче живется. Цель — положительная. Но кажется, что нагрузка для детей — слишком экстремальная и потому далеко не все дети это смогут адекватно пережить. Включатся механизмы психологической защиты: может быть отрицание этого, может быть отключение, то есть то, что влечет за собой эмоциональную тупость и закрытость. Во-вторых, для современных детей тема Голодомора не является актуальной, то есть, это не является актуальным эмоциональным переживанием. Возникает вопрос: нужно ли детей погружать во все ужасные вещи, должны ли они нести ту боль, должно ли оно у них болеть... Возьмем нашу современную ситуацию. В мире — финансовый кризис. Что это такое не все знают, но слово «кризис» понимают все. В Украине мы имеем неопределенное политическое состояние: что-то происходит, но что, в принципе, нам не понятно. Есть определенные депрессивные настроения и ожидания. Это отражается на состоянии взрослых и детей. Плюс мы еще входим в фазу кратчайшего дня, переводим часы. На улице — холод... При этом мы, в частности, и дети, вспоминают такие страшные вещи. И все это укладывается в один ряд. Не многовато ли?.. Что касается того, что старшеклассники собирают свидетельства очевидцев, то в этом я вижу совсем другой смысл. Во-первых, это старшеклассники: они изучают в полном объеме историю, общаются со старшими людьми. То, что происходило больше, чем 20 лет назад дети воспринимают как страшную древность, потому что это было до их жизни. Поэтому общение с очевидцами, эмоциональный контакт с ним помогает им выстроить мировоззрение, когда более целостно отражается связь их жизни с жизнью их бабушек и дедушек. Разговор с живыми людьми даст им возможность лично оценить то, что им рассказывают люди с тем, что нынче говорят вообще о Голодоморе. Интервью с очевидцами — это метод накопления наиболее адекватной информации. Поэтому мне кажется, что эта акция является более полезной. Она — не символизирована, как, собственно, рисование.

Галина ТОДОСОВА, Главное управление образования и науки КГГА:

— Дети, которые учатся в 6—11 классах уже знают, что такое Голодомор. Теперь об этом говорят много. Даже в первых классах есть беседы, в которых учителя знакомят детей с этой нашей историей. Думаю, дети справятся с заданием. Кроме того, в Киеве проходит еще и конкурс творческих работ на тему Голодомора, который проводит наш педагогический институт им. Гринченко. Он имеет четыре номинации — «Литературное произведение», «Журналистская работа», «Фоторепортаж» и «Школьная газета». По его результатам мы хотим выпустить сборник детских произведений. «Украина через Голодомор к вершинам мировой цивилизации» — так он называется. Также мы принимаем участие во Всеукраинском просветительско-патриотическом конкурсе проведенных мероприятий по чествованию памяти жертв Голодомора 1932—1933 годов «Память народа». Его цель — собрать детские научные работы, это могут быть и работы педагогических работников. Их задание — собрать показания очевидцев и таким образом пополнить украинский фонд. Это должны быть научные исследования, возможно, любительские фильмы о Голодоморе, обязательная цель — сохранить речь свидетеля. Пусть эта работа будет небольшой, но актуальность ее в том, что это реальные свидетельства. В двух последних конкурсах принимают участие только старшеклассники. Мы хотим, чтобы дети не просто знали, а с оптимизмом смотрели в будущее. Хотим, чтобы они верили в то, что Украина, пройдя столько испытаний, все-таки идет к вершинам мировой цивилизации.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать