Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Горячая линия» задаст жару харьковским преступникам

23 января, 00:00

«Здравствуйте! Вы дозвонились в офис программы «Останови преступника», где можете анонимно оставить информацию о совершенном, совершаемом или готовящемся преступлении. Вы не обязаны называть себя. Запомните присваиваемый вам идентификационный код, по которому в дальнейшем вы сможете получить вознаграждение.» Такой не совсем обычный текст могут услышать жители Харькова, позвонив по телефону 15-77-74. Своеобразная «служба доверия» является на самом деле новой социально-милицейской программой «Останови преступника», организованной Харьковским ГУМВД совместно с Национальным университетом внутренних дел Украины при финансовой поддержке правительства Великобритании. В деталях о харьковском новшестве — в интервью с координатором проекта Алексеем ПОВОЛОЦКИМ .

— Расскажите, пожалуйста, коротко об этой не совсем обычной программе.

— Программа «Останови преступника» является частью большого украинско-британского проекта, название которого звучит так: «Внедрение модели полицейской деятельности, основанной на поддержке общественности, в Украине». Он начался в 2000 году и был рассчитан на три года, хотя мы намереваемся захватить еще несколько месяцев 2003-го. Суть программы «Останови преступника» — работа анонимной телефонной линии, по которой любой человек может позвонить и сообщить какую-либо информацию о готовящемся или совершенном преступлении. При этом каждому звонящему гарантируется полная анонимность. В случае, если информация, представленная звонящим, приводит к аресту преступника, то он может рассчитывать на небольшое вознаграждение.

— Какие гарантии безопасности вы предоставляете человеку, сообщающему информацию?

— Что касается защищенности звонящего от органов милиции (имеется в виду вычисление номера, с которого поступил звонок и последующее приглашение на допрос, суд и т. д.) — в этом смысле мы гарантируем полную отстраненность информатора от судебного разбирательства. От этого ведь в главной мере будет зависеть успех программы. Если мы хоть раз допустим такие действия, то однозначно нам больше никто не позвонит.

— А может ли человек быть уверен в том, что его не вычислят сами преступники, на которых он, грубо говоря, «настучал»?

— Ну, во-первых, ни о каком «стукачестве» речь не идет. Это западная модель работы, существенно отличающаяся от принятой в Советском Союзе. Здесь основной «нажим» идет на сознательность и законопослушность граждан, живущих в демократическом обществе, которым гораздо комфортнее чувствовать себя в окружении, где не совершаются преступления. Если же конкретно отвечать на прозвучавший вопрос, то могу заверить каждого — вероятность того, что преступник узнает об информаторе, фактически нулевая. Механизм приема и использования информации, а также выплаты премий в случае успешного раскрытия дела очень хорошо отработан. Человек звонит, оставляет известную ему информацию, не называя при этом своего имени, вместо этого ему присваивается код (четырехзначное число). Перезвонив через некоторое время и назвавшись этим кодом, сообщающий может выяснить, полагается ли ему вознаграждение и в каком размере. За деньгами он идет не в управление милиции, а в один из городских банков. Кстати, служащий банка не знает, кто этот человек и что это за деньги.

— Программа работает с 15 января. За это время в милицию уже поступили какие-то сообщения?

— Да. К примеру, вчера я был в офисе, где принимают звонки, и выяснил, что к этому времени поступило уже 11 звонков. Полученная информация используется в расследовании дел.

— Скажите, как вы собираетесь «предохраняться» от ложных сообщений, умышленной дезинформации, шуток?

— Однозначно, будут звонить люди ради баловства, дети, или же душевнобольные (был уже, кстати, один случай — позвонил душевнобольной рассказать о преступных намерениях израильской армии). Для избежания таких ситуаций предусмотрено перераспределение поступающей информации на три вида: особо важная, важная и неважная. Информация, не относящаяся к преступлениям, или же шутка сразу же будет относиться к категории «Неважное» и рассматриваться не будет. Важная информация передается на рассмотрение районным отделениям, а особо важная анализируется моментально. (Степень важности информации определяет оператор, находящийся у телефона. — Авт. )

— На какую примерно сумму вознаграждения может рассчитывать человек, сообщая криминальные сведения?

— Примерно от 5 до 500 гривен, в зависимости от того, как посодействовали представленные им данные раскрытию преступления.

— Каким образом вы информируете граждан об этой акции и привлекаете их к активному участию?

— На сегодняшний день мы разукрасили рекламной информацией два троллейбуса, которые ходят по людным маршрутам, напечатали большое количество постеров и листовок. В городе висят рекламные биг-борды, рассказывающие о нашей акции. И мы надеемся, что в скором времени очень много жителей нашего города захотят помочь милиции в борьбе с преступностью.

КОММЕНТАРИИ

Елена ДОНЧЕНКО , доктор социологических наук, заведующая лабораторией психологии масс и организаций Института социальной и политической психологии:

— Если говорить об этической стороне этого проекта, то прежде всего нужно взвешивать, чего будет больше от него — пользы или вреда. На мой взгляд, при сегодняшнем критическом дефиците этического в нашем обществе не стоит лишний раз на этом заострять внимание. Я бы не стала проводить параллели между такой формой работы следственных органов и системой анонимных доносов, существовавшей в прошлом. Следует учесть тот факт, что сегодня другое время, другой этап развития общества, следовательно — другие страхи. Мне кажется, что эта программа даже сделает весомый вклад в развитие социоцентрической тенденции. Ведь сейчас в мире и в нашей стране прослеживается эгоцентрическая тенденция. Взять хотя бы существующие телепередачи: «Слабое звено», «Последний герой» и другие.

Вадим ЛАСТОВКА , начальник отдела надзора над расследованием криминальных дел следователями органов прокуратуры г. Киева:

— Такой проект безусловно имеет место, и работа его будет эффективной в случае надлежащего исполнения Программы обеспечения безопасности свидетелей. Только тогда люди действительно перестанут бояться давать показания и предоставлять следствию какую- либо информацию. Конечно, анонимность информатора в этом случае — большой плюс. Организаторам лишь нужно провести широкую разъяснительную кампанию через те же СМИ, заверить людей в полной для них безопасности. Ну и, естественно, материальная стимуляция должна быть серьезной, чтобы сыграть свою роль.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать