Грузинские «поджигатели» в Киеве!
27 и 28 октября на сцене Театра им. И. Франко пройдут гастроли Тбилисского государственного театра им. Шота Руставели
В этот раз знаменитый грузинский режиссер Роберта Стуруа представит премьеру. Нынешние гастроли тбилиссцев состоятся при поддержке продюсерской компании ArtHouse, фонда Василя Данылива «Світло мрій», Министерства культуры и искусств Украины и Посольства Грузии в Украине. 27 и 28 октября на сцене Театра им. И. Франко киевляне и гости нашей столицы увидят трагикомедию с элементами шоу под названием «Бидерман и поджигатели».
В основу постановки легла комедия швейцарского драматурга Макса Фриша «Бидерман и поджигатели», написанная после Второй мировой войны. Ее жанр автор определил сам, как «назидательная пьеса без морали». Фриш пытается разобраться, почему в стране, с такими большими культурными традициями, как Германия, зародился фашизм? Пьеса с большим успехом была поставлена во многих ведущих театрах мира.
Герои грузинского шоу (не изменяющего традициям Театра им. Ш. Руставели) появляются на сцене подобно «звездам» Бродвея. Так, в клоунском обличье предстает Готлиб Бидерман — ироничный, пластичный и неподражаемый Заза Папуашвили. Похожа на эстрадную диву жена Бидермана Бабетта — эффектная и изнеженная дама (в этой роли выступит красавица Нино Касрадзе). Один из поджигателей Шмиц (Бесо Зангури, сыгравший роль президента в скандально известном спектакле Р.Стуруа «Солдат, любовь, охранник и президент») виртуозно представит циркового артиста, а его вернувшийся из мест заключения товарищ по имени Марио Айзенринг (Давид Дарчиа) — экзотичного мусульманина. Даже служанка Анна, этакая серая мышка (любимая «Джульетта» Стуруа — актриса Ия Сухиташвили), по собственному признанию, не пользующаяся успехом у мужчин, проявляет себя весьма ярко и театрально — лихо седлает велосипед, чтобы отправиться на нем в путешествие по сцене... Вся эта экстравагантная компания (сценография Георгия Алекси-Месхишвили) вместе с хором пожарных поет и говорит речитативом. Музыку для спектакля написал легендарный композитор Гия Канчели.
В постановке Роберта Стуруа, в отличие от пьесы Макса Фриша, действие завершается пожаром, как метафора гибели мира, человеческой цивилизации вообще...
Режиссер, используя подчеркнуто шутовской стиль игры, гротеск и клоунаду, не поднимает на сцене острые углы сегодняшних проблем общества и человека. Кто мы, какие мы — здесь и сейчас? Если пьеса Фриша обычно воспринимается, как сатира на трусливого обывателя, легко идущего на уступки, то Стуруа показывает, как безобидный конформизм превращает человека из послушного «винтика» в действующий «винтик». Если у драматурга герой дает поджигателям спички, то у режиссера герой сам становится поджигателем.
Выпуск газеты №:
№185, (2010)Section
День Украины