Игра без выигрыша
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20080204/420-2-3.jpg)
Новый фильм «Игры с дьяволом» срежиссирован Сидни Люметом — 84-летним ветераном Голливуда. Его самые известные работы — криминальный триллер «Серпико» (1973) с Аль Пачино в роли принципиального полицейского и судебная драма «12 разгневанных мужчин» (1957). Не слишком удачный римейк последней, снятый Никитой Михалковым, в этом году выдвинут на получение «Оскара» как лучший иностранный фильм.
Кстати, авторское название, если его перевести, наверное, не поместилось бы на афишах: «До того, как дьявол узнает, что ты мертв» — оно является цитатой из ирландского тоста: «Ты можешь иметь еду и одежду, мягкую подушку под головой, можешь быть 40 лет на небесах до того, как дьявол узнает, что ты мертв». Мрачные картины с детективной фабулой и неоднозначной развязкой, собственно, и были лучшими в творчестве Люмета; поэтому «Игры» здесь не исключение. В общем, безнадежность названия полностью соответствует сюжету фильма, в котором есть место вооруженному ограблению, взрыву насилия, матере- и сыноубийствам; все это в течение нескольких суток случилось с обычной среднестатистической семьей Хенсонов. Общая картина выстраивается в ломаном ритме, через показ фрагментов событий до и после рокового дня. У двоих братьев, Хенка (Этан Хоук) и Энди (Филипп Сеймур Хоффман), все же была еда, одежда и крыша над головой, но они были неудачниками, фактически — банкротами. Идея ограбления пришла в голову старшему и более предприимчивому Энди, который залез в кассу своей фирмы, но Хенк, как исполнитель, завалил все дело, и вместо легкого обогащения началась настоящая бойня.
История эта, несмотря на усложненную флешбеками и лихорадочным монтажом композицию, проста и понятна до прямолинейности. Первый же выстрел выпускает наружу все неприятные фамильные тайны Хенсонов. Оказывается, что здесь никогда не было достаточно любви, в особенности между родителями и детьми, что, собственно, и подтолкнуло в конце концов Энди и Хенка взяться за оружие. И, хотя катастрофичность ситуации вполне очевидна, Люмету удается создать невероятное напряжение во второй половине картины, когда сюжет прямо-таки взрывается рядом сногсшибательных поворотов. Это столкновение характеров не оставляет никому никакого шанса на счастливый финал. Но, хоть дьявол и победил, режиссер не спешит никого осуждать. Более того, здесь все — и убитые, и убийцы — на самом деле являются жертвами.
Рассказав эту трагическую историю — местами уж слишком похожую на жизнь — Люмет не просто напомнил о себе, но и обновил свой статус одного из самых интересных современных режиссеров. В его возрасте подобное удавалось очень немногим. Поэтому, по всей вероятности, у нас будет настоящая «весна патриарха», которая подарит нам еще несколько ярких и острых фильмов.
Выпуск газеты №:
№20, (2008)Section
День Украины