Перейти к основному содержанию

Импровизации на тему мифологии

Греческая современная классика звучит в Киеве
17 ноября, 18:45
ЛАРИСА ПАРИС В СПЕКТАКЛЕ «ИНФАНТА ИСМЕНА» / ФОТО СВЕТЛАНЫ МИНАКОВОЙ

В авторском театре «Студия Парис» состоялась премьера. На этот раз, склонная к оригинальности и эксперименту, актриса и режиссер Лариса Парис обратилась к творчеству величайшего греческого поэта Янниса Рицоса. Свой спектакль, поставленный по пьесе «Исмена» постановщик назвала «Инфанта Исмена», определив жанр как историю гибели одного семейства (это рассказ последнего представителя когда-то богатого и славного рода). Рицос увлекался античностью и пьеса цикла «Четвертое измерение» посвящена Исмени (в греческой мифологии дочери фиванского царя Эдипа и Иокасты, сестра Антигоны, которая не смогла разделить героическую решительность сестры относительно захоронения брата Поленика наперекор решению царя Креонта).

Лариса Парис делает из пьесы моноспектакль, хотя во время действия и ведет диалог с мнимым офицером. Он принес ей, стареющей наследнице могучего рода, корзину с фруктами. Сценическое пространство — большая комната, где зрительный зал и сцена не разделены возвышением и находятся в одной плоскости, представляет собой будто бы анфиладу помещений дворца, где блуждает, будто тень, Исмена, поглощенная своими мыслями и воспоминаниями. Актриса начинает спектакль не спеша, будто вспоминая давние события, и ведет свой сказ. Одета героиня довольно странно, а тембр голоса своеобразен, интонации загадочны... Актриса проницательно произносит удивительной глубины текст Рицоса, в котором сосредоточен философский итог человеческой жизни. На примере одной семьи античных времен, он пытается сделать обобщение, бьется над вопросом, что такое человеческая жизнь? Для чего она дается, что главное должен сделать в ней человек? Или не сделать? Пространство, где действует Исмена-Парис, заставлено всяческими предметами, где смешались разные эпохи, времена, истории народов. Покой, однообразие, даже бесцветность голоса актрисы подчеркивает чуть ли не самую главную мысль спектакля — даже когда жизнь прожита и понятна ее бестолковость, душа не успокаивается, и все время возвращается к прошлому, в попытке прожить давние события еще раз...

В плен текста Янниса Рицоса, его удивительных словосочетаний, живописности картин, которые он рожает своим воображением, богатства образов, метафор, замораживающего ритма, напоминающего стиль античных трагедий, попадаешь с первых минут спектакля. Хочется слушать эти размышления поэта, изложенные так мудро и красиво. Ларисе Парис удается передать стиль письма Рицоса. Она углубленно ведет речь сама с собой, откровенно «обнажая» душу, сосредоточенно погружаясь в прошлое, доказывая, что в сумерках последних дней у человека нет большой радости, а есть лишь тоска за тем, что уже никогда не вернуть.

Музыкальное сопровождение в спектакле «иллюстрировано» известными шлягерами и это несколько разбивает целостность того эмоционального пространства, которое стремится создать актриса. Хотя иногда, контраст ежеминутного и вечного приводит к ощущению объемности образа Исмени, многослойности его восприятия.

Что-то декадентское просматривается в образе Исмени-Парис, которая в длинном платье и шляпе с широкими полями томно двигается по «кругам» сцены. Она кружит по этой «клетке», которую выдумала сама для себя, — уставшая и разуверенная «тигрица». Исмена хочет оправдаться, забыть непокорную сестру Антигону, и, глядя в зеркало, она «видит» только тела людей, которые были в ее жизни. Лишь на мгновение внезапно появится в этой толпе ее лицо, лишь на мгновение.

Завораживающе-странное ощущение остается от спектакля «Инфанта Исмена». Будто бы ты погрузился в глубину веков, по тонкой ниточке, (может Ариадны?) прошел от античности к современности, убедился, что во все времена человек — лишь человек.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать