Инсценировали... аварию
Учитывая печальный опыт Восточной Украины, луцкий мэр Антон Кривецкий решил проверить профессиональную и организационную возможность коммунальных и аварийных служб в чрезвычайной ситуации. В один из дней на этой неделе около шести часов утра диспетчер коммунального предприятия «Луцктепло» сообщил службе оперативного реагирования горисполкома об аварийном порыве магистрального трубопровода диаметром 600 мм на глубине 8 метров, вблизи перекрестка улиц Гордиюк и Конякина, вследствие чего под угрозой прекращения теплоснабжения при -22 о оказались два наиболее густонаселенных микрорайона...
О том, что авария... условна, знало ограниченное количество людей. Конечно, можно было организовать и показательные учения. Но при замортизованости подземных коммуникаций на 80 процентов практически над каждым микрорайоном Луцка висит «дамоклов меч» техногенных катастроф. Поэтому городской власти было чрезвычайно важно знать о реальной, а не демонстративной возможности соответствующих служб действовать быстро и адекватно.
Условную аварию максимально усложнили: выбрали не только день самой низкой температуры, но и понедельник, первый день после выходных. План мероприятий предусматривал локализацию прорыва теплотрассы, перевод отопления на другие котельни. Но такая техническая возможность не была предусмотрена для двадцати высотных жилых домов, двух детсадов и школы. От ЖКП требовалось как можно быстрее слить воду из систем отопления, чтобы не заморозить трубы. На полную ликвидацию последствий аварии и возобновление теплоснабжения отводилось не более 12 часов. Об аварии известили почти 30 служб, подразделений и учреждений: от управления Министерства чрезвычайных ситуаций до управления торговли, которое должно позаботиться об организации горячего питания для ликвидаторов. Через час на место аварии прибыло 33 единицы техники, мобилизировано 17 аварийных бригад и 2 спецформирования МЧС.
Конкретные выводы из ситуации можно было сделать уже через два часа. Практически все службы сработали оперативно и слажено. Но обнаружено и несколько «узких» мест. В частности автоподъемник и грузовик с электрооборудованием, которые должны были снабдить место аварии автономным мощным освещением, остановил пост ГАИ. Инспекторы проверяли документы 15 минут, и никакие ссылки на чрезвычайную ситуацию на них не повлияли. Впоследствии выяснилось, что об условной аварии была извещена милиция, но не ГАИ... Поскольку замерзло горючее, несколько машин прибыли на место аварии с опозданием. Поэтому требует решения проблема наличия на АЗС горючего с зимними присадками, рассчитанными до -30 о . Актуальным есть и наличие автомобиля с несколькими типами связи для координации действий непосредственно с места аварии. Из-за низкой температуры мобильная связь отказывала и приходилось искать стационарный телефон...
Все же, по убеждению луцкого мэра Антона Кривицкого, при ликвидации чрезвычайных ситуаций основным является человеческий фактор, а не технический. И «розыгрыш» доказал, что люди оказались надежнее техники.
Выпуск газеты №:
№19, (2006)Section
День Украины