Интеллектуальный расизм
Умственно отсталый человек имеет такое же право жить в обществе, как и «нормальный»
« Н ужно отказаться от биологического подхода к умственно отсталому человеку, научиться относиться к нему не как к патологическому субъекту, а прежде всего как к личности. Мой интеллект значительно ниже, чем кого-либо из выдающихся личностей, но я не ощущаю себя неполноценным человеком. Мой ребенок также не должен ощущать свою неполноценность, ибо так же, как и все люди, ощущает радость и горе, боль и удовлетворение...», — говорит председатель правления общества помощи инвалидам и лицам с интеллектуальной недостаточностью «Джерела», мать одного из воспитанников Раиса Кравченко.
Позавчера «Джерела» презентовали проект «Схема профилактики институализации лиц с интеллектуальной недостаточностью старше 16 лет в городе Киеве путем предоставления альтернативной неинституциализованной помощи в обществе». Деинституализация — это ориентация на адаптацию умственно отсталого лица к жизни в социуме в противовес отлучению от обычного семейного окружения, когда такой человек живет в каком-либо заведении интернатного типа. На содержание в интернате одного такого лица государством на месяц выделяется около 700 грн., а пенсия на содержание его же в семье составляет 46 грн. Почти половина опрошенных матерей умственно отсталых детей указывали, что, сдав ребенка в интернат, ощущали растерянность от невозможности защитить его. Родители уверены, что маленькая личность должна расти и развиваться среди любящих ее родных людей. Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института психологии АПН Украины Наталья Бастун указывает: «Отлучение ребенка от семьи создает эмоциональный дефицит, который дает себя знать во взрослом возрасте, значительно снижая стойкость человека к стрессовым травмам. Среди самоубийц преобладают люди, у которых был эмоциональный дефицит в детстве. Длительное эмоциональное угнетение снижает познавательные возможности и негативно отражается на обучении и общем умственном развитии ребенка. Если же говорить о детях с ограниченными умственными ресурсами, то их интеллектуальные потери из-за эмоциональной обделенности могут оказаться для них фатальными».
Интеграция в общество людей с умственными ограничениями — процесс двусторонний. Неинвалиды приспосабливаются к инвалидам, учитывают их потребности. Кстати, на Западе стало престижным иметь в своем штате инвалидов, ибо это создает позитивный имидж компании. С другой стороны, общество предоставляет неполноценным лицам стартовые возможности для интегрирования. Это, в первую очередь, движение за деинституализацию (реорганизацию) интернатов, превращение их из закрытых учреждений в центры дневного пребывания и заведения, где инвалиды смогут жить самостоятельно при определенной поддержке социальных служб. Изменение же взглядов на содержание и цель образования позволило создать учебные программы и методы, которые значительно повышают социальную компетентность лиц с серьезными интеллектуальными ограничениями и позволяют достичь ими заметного прогресса в интеллектуальном развитии. Предложенной программой предусматривается разработка системы поддержки, которая бы сопровождала умственно отсталого инвалида в течение всей жизни, готовила бы его к максимально самостоятельной жизни в обществе, учитывая наибольшую проблему этой категории людей — социальную дезаптацию. Понятно, что движение за интеграцию инвалидов с умственными ограничениями делает в Украине лишь первые шаги. Но эти шаги не приведут к решению проблемы, если каждый из нас не сломает стереотип восприятия инвалида в своем сознании.
Выпуск газеты №:
№40, (2001)Section
День Украины