Перейти к основному содержанию

Инвестиции в гостеприимство

Турбизнес предлагает государству строить отношения по новым правилам
29 октября, 00:00

По приблизительным оценкам экспертов, объем инвестиций в туристическую сферу Украины в ближайшие годы может достичь 2—2,5 млрд. долларов, говорит заместитель главы Гостурадминистрации Украины Евгений Самарцев. Вопрос привлечения этих средств уже давно стал приоритетным. Неудивительно, что основной темой разговоров нынешнего профессионального форума отельеров и рестораторов «Индустрия гостеприимства», который проводится уже третий раз, стала низкая инвестиционная активность в Украине и способы ее повышения.

Сокращение количества предприятий гостиничного хозяйства в Украине по сравнению с прошлым годом можно считать незначительным (всего на 0,3% — до 1254), гласит статистика. Кроме того, «выжившие» улучшили общий показатель по объему предоставленных услуг и количеству постояльцев (в первую очередь, за счет повышения эффективности своей работы). Хотя эти данные вряд ли можно назвать утешительными. Во-первых, качество обслуживания во многих из них не выдерживает никакой критики, а во-вторых, число отелей на тысячу жителей — низкое даже в сравнении с ближайшими соседями. Взять для примера хотя бы столицы: если в Киеве на вышеупомянутую тысячу приходится 6 отелей (в масштабах Украины — 2), то в Москве их 9, в Вене — 25, Париже — 38.

Преград для развития — масса. Во-первых, существовавший ранее пресловутый гостиничный сбор, отмена которого, давшаяся, правда, с боем, грядет с января следующего года. Напомним, что многие представители власти в регионах держались за него до последнего: сбор — один из немногих видов налогов, оседавших в местных бюджетах. Мало того, что сумма сбора могла доходить до 20%: необходимости платить основные бюджетные платежи с гостиниц, естественно, тоже никто не снимал. Понятно, что в такой ситуации отели вряд ли официально учитывали всех своих постояльцев, а высокая стоимость «человекосуток» в немалой степени поспособствовала процветанию бизнеса вокзальных бабушек. С которыми всегда можно договориться о сходной цене, но не об обеспечении безопасности — одной из главных составляющих туризма. Специалисты прогнозируют, что цены в гостиницах благодаря решению правительства упадут приблизительно на 13,5%.

Сложно дается и строительство новых объектов размещения. По сути, вопрос решен лишь в сфере зеленого туризма: процентная ставка банковского кредита на постройку «зеленых» усадеб сопоставима с той, которая предусмотрена для молодежного жилищного кредитования. Также налоговую убедили, что нецелесообразно снабжать эти усадьбы кассовыми аппаратами: хотя бы потому, что этот вид оказания услуг законодательными правками определен как ведение подсобного хозяйства.

С большими отелями все куда сложнее. К примеру, Гостурадминистрация просит местные власти отводить конкретные территории под строительство туристических объектов. Киев в лице начальника Главного управления коммунального и гостиничного хозяйства Михаила Шпарика по этому поводу посетовал на следующее: не раз, как утверждается, случалось так, что хорошую площадку в центре города, отведенную, например, под строительство гостиницы, «моментально отбирали и застраивали офисными центрами или элитными высотками». Однако Киев, как и Крым с его скандальной застройкой морского побережья, — тема отдельного разговора.

Если говорить в целом, то Гостурадминистрация, ссылаясь на мировую практику, предлагает упразднить некоторые существующие ныне правила взаимоотношений данного бизнеса с государством и отразить в законопроекте следующее. Во-первых, освободить от уплаты пошлины то сложное оборудование, которое не выпускается в стране (к примеру, ресторанное или лифты). Кстати, в соседней России это сделано. Во- вторых, установить нулевую ставку НДС на время строительства объекта, а также освободить на этот период от уплаты налога на землю. И последнее — считать половину затрат на ремонт и переоснащение как затраты валовые. Из-за того, что эту отрасль государство пока «не отпустило», в Украину так и не пришли многие мировые сетевые отели, что, по цивилизованным туристическим меркам, — нонсенс.

Президент Американской торговой палаты (АТП) Хорхе Зукоски, говоря о роли международного бизнес-сообщества в развитии украинского туризма, напомнил и о другой проблеме: дороговизне визы и необходимости получать ее до въезда в страну. Приятно, конечно услышать, что, к примеру, столичные власти со временем собираются предусмотреть при реконструкции аэропорта «Жуляны» площади для посадки частных самолетов. Однако пока решения правительства о выдаче виз непосредственно на месте (в Симферополе, Одессе, Одесском морском порту и аэропорте «Борисполь») и об увеличении срока безвизового пребывания на территории Украины с 8 до 14 дней (для стран, не создающих проблем с нелегальной миграцией) не будут приняты, площадка в Жулянах не заполнится самолетами зарубежных гостей.

По словам господина Зукоски, АТП сегодня твердо решила сотрудничать с Украиной в сфере туризма. Тем не менее, ненавязчиво заметил он, количество инвестиционных долларов ограничено, и из-за них спорят другие страны: очевидно, что выиграет тот, чьи реформы окажутся более прогрессивными, отметил президент АТП в Украине.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать