Историческая и современная Украина в миниатюре
В Киеве прошел самый масштабный этнический фестиваль «Країна мрій»
7—9 июля на столичном Певческом поле третий раз прошел этнический фестиваль «Країна мрій», инициатором которого является Олег Скрипка. Действо эволюционирует. Из года в год оно становится все более популярным и, очевидно, все более органичным и пробуждает украинское все у большего количества украинцев. И вскоре может стать одним из самых известных и масштабных фольклорных фестивалей в Восточной Европе. Поскольку мероприятие имеет мощное информационное промо, уже в этот раз, сюда, как выяснилось, специально ехали из разных областей Украины и стран. «Я сейчас изучаю восточнославянский фольклор, — рассказывает Михаил Дронов, студент философского факультета Пряшивского университета (Словакия). — О «Країні мрій» узнал из интернета. — Яркое зрелище! Фестиваль пропагандирует не только культуру, так называемой классической Украины, но и переходных территорий, например, украинско-беларусской границы... И что важно, городских жителей, которым так не хватает живой сельской культуры, знакомит с давними украинскими обрядами и традициями и предоставляет возможность им идентифицировать себя». «Я сюда пришел для того, чтобы глубже узнать страну, где учусь, — продолжает студент Национального университета имени Тараса Шевченко Ван Ци из Китая. — Такой праздник — будто семинар и практическое занятие одновременно по истории украинской культуры».
Учитывая последние политические события, украинцы, а это по большей части электорат национал-патриотических сил, шли на фестиваль за психологической поддержкой. Казалось, подсознательно они снова пытались «держаться» за то, что помогало их родителям-дедам-прадедам выжить.
«Країна мрій» — это была историческая и современная Украина в миниатюре. На каждой сцене (всего их с интерактивной детской площадкой было восемь) как будто воспроизводилась жизнь определенного региона в определенном веке.
Например, фольклорная группа «Серпанок» (Сумы) исполняла песни Сумщины (районов Сиверщины/Наддеснянского Полесья, Посеймья), которые исполняли там в XVIII — XIX веках... Театр «Голос» (Черновцы) показывал, как праздновали Ивана Купала на Буковине еще сто лет назад. Зажигательный «Фанфаре-оркестр» (Киев-Одесса) играл музыку, в основе которой балканская мелодика. Известно, что этот край населяют и выходцы из балканских стран. А на «живой» улице, которая вела от Музея Ивана Гончара вплоть до Певческого поля, можно было встретить со своим товаром полищуков, бойков, гуцулов, галичан, слобожанцев, крымских татар, волынян... «Берете підсвічник! Нє? А миску, панунцю? Дивіться, яка файна!», — предлагает гончарка Кристина Троць из Косова, что на Ивано- Франковщине. Тут — продают и покупают, а немного дальше — проводят мастер-классы по гончарству, резьбе по дереву, писанкарству... Ей Богу, некоторые сюжеты и люди чем-то напоминают тех, которые описаны в украинской истории и литературе, например, в очерках Дмитрия Яворницкого. Это, наверное, генетика. Ну, хотя бы этот харизматичный кузнец Дмитрий Оводенко, который кует нож. «Тот мастер считается профессионалом, который умеет делать оружие, — говорит он, ударяя после каждого слова здоровенным молотком по раскаленному железу. — Так повелось еще с козацких времен. Большей частью козаки отбирали оружие у врагов в победных боях. Потому что на Сечи было не так много кузнецов, умеющих его изготавливать. Сегодня для того, чтобы этим заниматься, нужно знать металловедение, термоведение...»
Дальше наше внимание привлек русый мальчишка, весело качающийся на деревянной лошадке. Эту игрушку высотой с двух-трехлетнего ребенка (!) вырезал умелец Анатолий Бровченко из Корсунь-Шевченковского, что на Черкасщине. Кроме нее у него множество игрушек различных размеров из липы, ясеня, вербы, ольхи... Чем, рассуждаем, так поражает пара волов, порабощенных в ярмо? Очевидно, своим символизмом. Мимоходом вспомнился роман Панаса Мирного «Хіба ревуть воли, як ясла повні». Снова идем вглубь улицы и встречаем Сашка Положинского. «Мне нравится здесь ходить и знакомиться с народными мастерами. От них можно много узнать и многому научиться практически. Я иногда специально для такого общении езжу в Опишню, Решетиловку или Петрикивку... А потом этих умельцев приглашаю на наши акции «Не будь байдужим!», — делится впечатлениями лидер группы «Тартак», который в прошлом году представлял общую с трио «Гуляйгород» программу. В результате сняты два клипа на песни «Чорноморець» и «Ой, учора в куми...»
В этом году, как и было заявлено, приехало много иностранных «звезд». Прежде всего, это Наташа Атлас, популярная в мире исполнительница World Music (Египет/Великобритания). А также Джонатан Шордлер (Великобритания) — один из инициаторов возрождения валийских традиций игры на волынке; Иво Папасов (Болгария) — живой классик балканской музыки; Эдзю Ечик (Япония) — монах дзен японской школы Ридзай, исполняющий медитативную музыку на бамбуковой флейте. « Путешествующий монах Эдзю Ечик, — мой друг, — рассказывает кобзарь Тарас Компаниченко. — Я с ним познакомился в Польше. Поскольку он знает и польский, мы свободно общаемся между собой. И неважно, что я играю на старосветской бандуре или кобзе, а он на флейте Сякухати. Важно, что мы одного духа. Ценность — это когда ты можешь познакомить своих новых друзей со старыми. От этого мир становится как-то ближе. Вообще, как по мне, «Країна мрій» — как модель республики, где есть возможность реализоваться многим».
На «Країну мрій» французская команда «Red Cardell/Ред Кардель» приехала во второй раз. В этот раз она вместе с «Гуртоправцями» презентовала общую программу. «В прошлом году мы были поражены высоким профессиональным уровнем украинских исполнителей, — говорят музыканты «Ред Кардель». — Идея сделать совместный проект с кем- то из них показалась интересной. Следовательно, осенью прошлого года вместе с «Гуртоправцями» записали альбом «Naire» (укр. «родиться») в Киеве. По нашему мнению, публика восприняла эти песни очень одобрительно! И в общем создалось впечатление, что в этот раз фест был масштабнее, чем в 2005 году».
Председатель правления «Крафт Фудз Украина» Юрий Логуш считает, что в Украине фестивалей такого уровня должно быть несколько: «В Нью-Йорке — городе эмигрантов, где я долгое время жил, каждая этническая группа, преимущественно проживающая в одном жилом районе, ежегодно в определенные дни устраивает свой фольклорный фестиваль, — говорит председатель правления компании «Крафт Фудз Украина» Юрий Логуш. — Тогда даже перекрывается движение на всех близлежащих улиц ах. Местные украинцы организовывают свои действа в горных курортах не далеко от мегаполиса. Вспоминаю, там я впервые увидел рок-певицу сестричку Вику. Кстати, «New-York Times» потом даже написала о ней статью. То есть это естественно, во всем мире встречаться вокруг чего-то общего, идентифицироваться со своим. Все это делается для того, чтобы не дать себя поглотить глобализации». Кроме того, актуальной проблемой для нас остается «советизация», которая не хочет отступать.
«За три года «Країна мрій» утвердилась как одно из наиболее знаковых музыкальных событий в Украине, — подытоживает авторитетный музыкальный обозреватель Юрко Зеленый. — Похвально, что в этом году приехало столько известных «звезд» из заграницы. А это значит, что о «Країні...» все больше будут узнавать в других странах. Вот и реальная работа над созданием позитивного имиджа Украины. Хотелось бы, чтобы впоследствии этот фест стал чем-то вроде известного «WOMAD», который проводит Питер Гебриэл в Великобритании (во всяком случае, надеяться на это есть все основания). Это, наверное, самое уважаемое действо в мире World Music. Когда-то ярый рокер Питер Гебриэл увлекся фольклором и с того времени поддерживает это направление. Кстати, Олег Скрипка также играет рок, и на каком этапе своего творчества начал интересоваться этникой... Я всегда говорю, что он может быть таким себе украинским Питером Гебриэлом... «
Между прочим, по словам Олега Скрипки, он хотел пригласить Питера Гебриэля на фестиваль, но гонорар музыканта вдвое больше всей сметы мероприятия в этом году. Олег надеется, что в следующий раз зрители увидят легендарного экс-«Led Zeppelin» Робетра Планта. Также на «Країну мрій’2007» приедут группы из диаспоры — началось сотрудничество с известным фестом «Золотой клен» (Торонто), который проводят украинцы Канады. Среди других нововведений — приглашение этно-диджеев, для выступления которых обустроят специальную танцевальную площадку. Также в планах открытие сцены хорового пения. Заявили и о выступлениях военных оркестров, в чьем исполнении будут звучать козацкие марши...
P.S. В июле 2004 года «Країна мрій» была не просто этническим фестивалем, а важной общественной акцией, которая, в определенной мере, спроектировала мирный стоицизм Майдана. В конечном счете, в ноябре-декабре она неофициально с Певческого поля туда и перебралась. На фесте этого года музыканты о политике не хотели говорить...
Выпуск газеты №:
№111, (2006)Section
День Украины